Наступил год 25-летия «Областной газеты». В преддверии юбилея «ОГ» вместе с читателями подвела итоги голосования, которое длилось два месяца. Перед вами — 25 лучших песен свердловских исполнителей — от проверенных временем до современных композиций.
1055 человек опросили корреспонденты «Областной газеты», чтобы выбрать самые известные песни свердловских исполнителей.
1953. «Уральская рябинушка» (Уральский народный хор)
Музыка — Евгений Родыгин, слова — Михаил Пилипенко
Многие россияне уверены, что это народная песня. Но уральцы-то знают, что в 1953 году музыку к этой композиции сочинил уроженец Нижней Салды Евгений Родыгин, а стихи житель Свердловска Михаил Пилипенко, который тогда возглавлял редакцию молодёжной газеты «На смену».
Однажды Евгений Родыгин рассказал «ОГ», как он сочиняет музыку: «По первым двум строчкам стихотворения я уже понимал — моё или не моё, — говорит Евгений Павлович. — Также случилось с «Уральской рябинушкой». Случайно взгляд упал на строчки «Ой, рябина-рябинушка…», и сознание буквально вцепилось в эти стихи. А через несколько минут я уже «почувствовал» мелодию».
1954. «Едут новосёлы» (мужская группа Уральского Хора)
Музыка — Евгений Родыгин, слова — Нина Солохина
1953 год — начало освоения целины. Композитору Родыгину приходит в Свердловск из Нижней Салды письмо со стихами о целине. Припев песни «Ой ты, зима морозная» появился у композитора под влиянием популярной в сороковые годы песни из репертуара Леонида Утёсова «Ласточка-касаточка».
Евгений Павлович отдал песню в Уральский хор и услышал от худрука: «Это фокстрот, так в деревнях не поют!» После этого мужской группе Уральского народного хора пришлось разучивать песню тайно и буквально бороться за то, чтобы она попала в программу. В марте 1954 года песню записали на Всесоюзном радио, она стала часто звучать в эфире. Однажды её услышал и похвалил Никита Хрущёв. Так она зажила полноценной жизнью. А в 1957-м Родыгина за неё приняли в Союз композиторов.
1962. «Свердловский вальс» (Евгений Родыгин, Августа Воробьёва)
Музыка — Евгений Родыгин, слова — Григорий Варшавский
В 60-е годы прошлого века Уральским хором руководил человек, который был в напряжённых отношениях с Родыгиным. Поэтому автору знаменитой композиции пришлось договариваться с артистами, чтобы они ночью пришли на телестудию и вместе с симфоническим оркестром разучили песню. Звукорежиссёр Валерий Бояршинов эту песню записал. И она зазвучала сначала по всей стране, а потом и за рубежом: «Свердловский вальс» перевели на китайский, прибалтийские языки и иврит…
1984. «Город древний» (Александр Новиков)
Музыка и слова — Александр Новиков
Для многих не очень сильно интересующихся историей, но знакомых с творчеством уральского барда, песня эта остаётся главным источником знаний по истории Екатеринбурга, этаким кратким курсом по основным вехам. На уровне расхожих цитат вам расскажут что «здесь пришили Николашку» и про «фальшивые монеты здесь Демидов шлёпал где-то». Хотя город в общем-то не такой уж древний и совсем не длинный, да и насчёт фальшивых монет у историков есть большие сомнения. Однако из песни слов не выкинешь.
1984. «Вези меня, извозчик» (Александр Новиков)
Музыка и слова — Александр Новиков
По иронии судьбы песня «Вези меня, извозчик» стала воспоминанием о будущем — государство «наградило» барда десятью годами лишения свободы, из которых он отсидел шесть, был досрочно выпущен, а позднее Верховным Судом России реабилитирован за отсутствием состава преступления.
1985. «Гуд бай, Америка!» («Наутилус Помпилиус»)
Музыка — Вячеслав Бутусов, слова — Дмитрий Умецкий, Вячеслав Бутусов
К знаменитой песне её создатели поначалу относились совсем несерьёзно — сделана она была просто как «добивка» к альбому. У Бутусова к тому моменту был набросок песни в стиле регги. Но под руку подвернулась румба, к ней то и был записан вокал: «Я даже не понимал, о чём я пишу, — вспоминает Вячеслав. — В те времена я воспринимал Америку как легенду, миф. У меня ассоциации с Америкой были такие: Гойко Митич как индеец, Фенимор Купер и так далее… А писал я от лица человека, который прощался с детством, он уходил в самостоятельное плавание. Я сам тогда уехал от родителей. Мне было 20 лет»…
1986. «Скованные одной цепью» («Наутилус Помпилиус»)
Музыка — Вячеслав Бутусов, слова — Илья Кормильцев
Текст одной из визитных карточек группы «Наутилус Помпилиус» был написан в 1986 году на заре «перестройки», во время так называемого перехода к рыночным отношениям и начала либерализации советского общества.
В первоначальном виде песни звучала строка «За красным восходом — коричневый закат». Это был намёк на родство политического режима СССР и нацистской Германии. Но по настоянию руководства Свердловского рок-клуба, цвет был изменён на поэтичный «розовый» — не имеющий политической окраски. Вопреки опасениям, песня не вызвала возражений у партийного руководства.
1987. «Я хочу быть с тобой» («Наутилус Помпилиус»)
Музыка — Вячеслав Бутусов, слова — Илья Кормильцев
Чем быстрее росла популярность песни, тем большим количеством историй, легенд и слухов она обрастала. По одной из версий, в основу текста легла реальная история, случившаяся с Бутусовым. Его любимая девушка покончила с собой из-за того, что Вячеслав не отвечал на письма, будучи на военных сборах. По другой версии, Бутусов написал песню в 1986 году на квартире Алексея Балабанова, когда начинающий режиссёр снимал эпизод для своей студенческой дипломной работы. Присутствовавший там Егор Белкин нелицеприятно отозвался о новой песне Бутусова. Вячеслав расстроился, а спустя год представил песню публике на фестивале в Таллине, и мелодия, вопреки прогнозам Белкина, имела ошеломительный успех. По третьей версии, Бутусов просто «склеил» текст песни из двух разных стихотворений Кормильцева.
1989. «Танец на цыпочках» («Настя»)
Музыка и слова — Настя Полева
«Танец на цыпочках» стал первой композицией в творчестве Насти Полевой, текст и музыку к которой она написала самостоятельно. До этого тексты её песен складывали на готовые мелодии.
Она была записана и включена в единственный в дискографии Насти одно-имённый с песней альбом римейков лишь в 1994 году. В одном из интервью Полева рассказала, что при создании песни она представляла себе Наполеона — невысокого ростом французского императора, которому часто приходилось тянуться и вставать на цыпочки.
1989. «Никто не услышит» («Чайф»)
Музыка и слова — Владимир Шахрин
Песня была написана Владимиром Шахриным летом во время двухнедельной рыбалки на озере Балхаш. Шахрину исполнилось 30 лет, и на смену юношескому задору пришла рефлексия взрослого мужчины. «Меня накрыло это ощущение, что ты уже не мальчик — уже двое детей, друзья многие уже растерялись куда-то, — вспоминает Владимир. — И для «Чайфа» 1989 год — сложное время. Играть стали как-то вязко, пропала лёгкость, ирония, и задора не было. В песне я как-то очень точно передал эти все переживания».
В «Никто не услышит» отразились реалии и настроения последних месяцев СССР, но несмотря на это, песня не стала однодневкой — даже те, кто в силу юного возраста уже не может прочувствовать, что такое «с чаем беда — осталась одна пачка», всё равно подхватит этот надрывный «мужской плач», вкладывая в «ой-йо» (второе название песни) что-то личное.
1991. «Прогулки по воде» («Наутилус Помпилиус»)
Музыка — Вячеслав Бутусов, слова — Илья Кормильцев
В основе песни — изменённый библейский сюжет о маловерии апостола Петра. По тексту Петра заменили на Андрея, а также несколько изменили место действия. Текст, предложенный Кормильцевым, Бутусову понравился сразу — прежде всего за отсутствие бытового и социального подтекста.
1993. «Как на войне» («Агата Кристи»)
Музыка и слова — Глеб Самойлов
Самойлов-младший хотел оставить песню для своего сольного выступления, поэтому долго не показывал её группе. После того как песню включили в альбом, клавишник «Агаты Кристи» Александр Козлов предрёк композиции большое будущее. Так и произошло — «Как на войне» принесла популярность не только самому альбому, но и всему коллективу.
1994. «Оранжевое настроение» («Чайф»)
Музыка и слова — Владимир Шахрин
Впервые мир услышал песню Владимира Шахрина «Оранжевое настроение» в 1994 году на одноимённом альбоме группы. Слова и музыку Шахрин написал сам. «Оранжевое настроение» было записано на екатеринбургской студии «Новик Рекордз» в небольшой комнате размером с обычную кухню. Музыканты к записи альбома специально не готовились — хотели воссоздать атмосферу квартирных концертов и «оранжевое» настроение начала восьмидесятых годов. По мнению Шахрина, получившаяся песня стала новым гимном студентов вместо «Гаудеамуса», а после выхода песни появилось множество фирм по организации праздников с названием «Оранжевое настроение». «Чайфам» первым пришло в голову окрасить хорошее настроение в оранжевый цвет, создав искренний оптимистический гимн простого парня, бездельничающего в выходной день.
1994. «17 лет» («Чайф»)
Музыка и слова — Владимир Шахрин
Шахрин написал эту песню для своей жены Елены после семнадцати лет совместной жизни. Лидер группы «Чайф» познакомился со своей супругой в 1976 году, когда учился в строительном техникуме. Как вспоминает сам музыкант, случилось это во время занятий в спортзале: «Я увидел её танцующей, исполняющей какие-то гимнастические упражнения на бревне. Был сражён грацией и обаянием, начал ухаживать, у нас был бурный роман, за которым тщательно наблюдала вся общага». Некоторое время спустя пара поженилась, у них родились две дочки.
Что касается строчки «Пусть всё будет так, как ты захочешь», то согласно легенде, её в качестве автографа на афише оставил Майк Науменко на память Шахрину.
1995. «Сказочная тайга» (Агата Кристи)
Музыка — Александр Козлов, слова — Глеб Самойлов
Музыканты называют свою песню «эстетской шуткой». В процессе репетиций оказалось, что мелодия «Сказочной тайги» напоминает одну из песен фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Участники группы решили сыграть на этом и сняли клип, в котором приняли участие почти все ключевые актеры знаменитой комедии Леонида Гайдая — Юрий Яковлев, Александр Демьяненко, Наталья Крачковская и Леонид Куравлёв. Получившееся видео «Агата Кристи» посвятила памяти легендарного режиссёра.
1995. «На хрена нам война» (Ольга Арефьева и группа «Ковчег»)
Музыка и слова — Ольга Арефьева
Пацифистская песня-манифест отсылает нас к лозунгу времён войны во Вьетнаме «Make love not war». Уставшие и навоевавшиеся ветераны — солдат и матрос — на старости лет решают начать нормальную жизнь. Но всё оказывается не так просто, ведь «зараза сидит в нас» — то есть войну надо изжить в первую очередь из самих себя…
1998. «Аргентина — Ямайка — 5:0» («Чайф»)
Музыка и слова — Владимир Шахрин
Как известно, лидер группы «Чайф» — Владимир Шахрин — большой поклонник футбола. И идея создания песни «Аргентина — Ямайка — 5:0» родилась, конечно же, на футбольном поле. В 1998 году на чемпионате мира во Франции сборная Ямайки с провальным счётом проиграла Аргентине и лишилась шанса выйти в плей-офф. После игры Владимир Шахрин (который в то время находился в Париже), проходя мимо Эйфелевой башни, увидел группу ямайцев — они сидели на асфальте, стучали в барабаны и напевали что-то грустное, а рядом с ними танцевали и веселились аргентинцы… Вернувшись домой, Шахрин написал песню в стиле регги.
1999. «Медляк» («Мистер Кредо»)
Музыка и слова — Александр Махонин
Александр Махонин — он же Мистер Кредо — родился на Украине, но в юном возрасте вместе с родителями переехал в Екатеринбург. Пиком карьеры этого исполнителя является песня «Медляк» или как её ещё называют «Белый танец», без которой в то время не обходилась ни одна дискотека во всех клубах страны.
Неизвестно, кому на самом деле Махонин посвятил эту песню, но, как говорит певец, на творчество его всегда вдохновляла жена Наталья. Благодаря ей появился и этот необычный псевдоним «Мистер Кредо»: «В начале 90-х у нас не было ни «Шанель», ни «Пако Рабанн», и правилом хорошего тона было иметь запахи от латвийской фирмы «Дзинтарс». Моя девушка пользовалась духами этой фирмы под названием «Кредо». И как-то раз в шутку назвала меня «Мой любимый мистер Кредо». Мне понравилось. Я назвал себя Мистером Кредо, а на девушке женился».
2000. «Жара» («Чичерина»)
Музыка и слова — Александр Александров
«Жару» написал гитарист и бэк-вокалист коллектива «Чичерина». В год, когда была написана «Жара», лето на Урале выдалось очень засушливое и аномально жаркое. Александров, сидя в комнате, написал незатейливый текст о героине, которая опоздала на свидание из-за зноя».
2000. «Вечно молодой» («Смысловые галлюцинации»)
Музыка — Сергей Бобунец, слова — Сергей Бобунец, Олег Гененфельд
Впервые она прозвучала в фильме «Брат-2» (2000 год). Сергей Бобунец рассказывает, что идея этой песни зрела несколько месяцев, музыканту хотелось написать про вечную молодость, даже несмотря на то, что подобная тематика использовалась уже многими группами: «Мне хотелось написать какой-то гимн в оправдание себя, своих друзей… И вот однажды в ночном клубе я вступился за девушку (она впоследствии стала моей женой), и на следующий день, когда я лежал и «выжигал» зубной пастой свои фингалы, пришёл Олег, наш директор, проведать больного друга, и мы за полчаса написали две песни, одной из которых была — «Вечно молодой».
Кстати, как писала «ОГ», что именно с этой песней на ринг выходит один из лучших наших боксёров, чемпион мира Сергей Ковалёв: «Как-то я услышал песню «Смысловых Галлюцинаций» и решил, что выйду под неё».
2000. «Звёзды 3000» («Смысловые галлюцинации»)
Музыка — Сергей Бобунец, слова — Олег Гененфельд
Слова для многих песен «Смысловых галлюцинаций» Олег Гененфельд и Сергей Бобунец писали вместе. Как рассказывают они сами, первый раз попробовали сочинять по строчке каждый — так появилась песня «Вертолёт», потом «Розовые очки» и «Вечно молодой»… А вот стихи для «Звёзд 3000» впервые полностью написал сам Олег: «Меня тогда мучила бессонница. В четыре часа ночи решил попить кофе — сел на кухне и написал «Звёзды» сразу без черновика, голым текстом».
Между прочим, у российских космонавтов есть традиция перед полётом смотреть фильм «Белое солнце пустыни». После выхода песни появилась ещё одна — обязательно слушать «Звёзды 3000». Они даже подарили Олегу брелок с космонавтом, он носит его в рюкзаке, как талисман.
2001. «Блюдца» («Чичерина») Музыка — Юлия Чичерина, слова — Александр Александров
Мелодия вышла в 2001 году в альбоме под названием «Течение». По сюжету клипа, снятого на эту песню, группа молодых музыкантов дурачится и играет в гольф рядом с редкой полумистической вазой внеземного происхождения. У них есть все шансы сломать эту дорогостоящую диковинку, однако в итоге точным ударом разбивают её профессиональные гольфисты, игравшие на противоположном берегу.
2011. «Журавлики» («Алаи Оли»)
Музыка и слова — Ольга Маркес
Alai Oli (Алаи Оли) — регги-ска группа, созданная Ольгой Маркес и Александром Шаповски. Песня «Журавлики» является визитной карточкой коллектива. Написана композиция была в Екатеринбурге и посвящена другу солистки.
2012. «Облака» («Сансара»)
Музыка и слова — Александр Гагарин
Группа «Сансара» была основана в 1997 году. «Я сочиняю песни где угодно, — делится Александр Гагарин. — Но я очень ленивый, когда появляется половина песни, уже успокаиваюсь, знаю, что так или иначе она будет закончена. «Облака» мы поём уже три года, но мне кажется, она мне никогда не надоест»…
2012. «Курара-Чибана» («Курара»)
Музыка — Юрий Облеухов, слова — Олег Ягодин
Cолист «Курары» Олег Ягодин: «Мы полгода слушали «GusGus» и их альбом «Arabian Horse». И я предложил сделать ребятам что-нибудь подобное. Нас часто спрашивают, что такое «Курара-Чибана» — на самом деле это имя японской девушки, «Мисс Вселенной-2006».