«Не стать зазнавшейся машиной»

: Яна Белоцерковская
«Когда меня объявили, смогла только всех поблагодарить и пожелать удачи. Хотя речь была написана – она теперь выложена на сайте «Дебюта». Фото: pokolenie-debut.ru

В Москве объявлены лауреаты независимой литературной премии «Дебют» – крупнейшей литературной премии для молодых (до 35 лет) авторов всего мира, пишущих на русском языке. В номинации «Драматургия» главный приз и один миллион рублей получила екатеринбурженка Ирина Васьковская за пьесу «Галатея Собакина».

Комментарий

В этом году членом жюри премии была екатеринбургский драматург, лауреат премии «Дебют» (2008 года) Ярослава Пулинович:

– Сразу скажу, что Ирине Васьковской никоим образом не помогала. Просто её пьеса действительно оказалась лучше прочих. И вообще, я как член жюри номинации «Драматургия» отбирала только шорт-лист. А обладателей «Птиц» выбирали уже члены жюри всех номинаций вместе. И за Ирину проголосовало большинство. Прежде всего, потому что её работа трогает, держит до конца, отличается от других – «Галатея Собакина» – острая антиутопия, чем-то похожая на «Заводной апельсин» даже. Но вообще, конкуренты у неё были очень сильные – по­этому выбирать шорт-лист было непросто.

Быть в жюри мне понравилось, бесценный опыт. Читать пришлось, конечно, много – каждый вечер проводила с конкурсными работами… От собственного творчества это не отвлекало, напротив, вдохновилась. С удивлением узнала, что члены жюри принимают решение не в последний момент (как мне казалось, когда сама была участником), а накануне. За день до награждения уже все дипломы напечатаны. Проговориться Ирине даже малейшего соблазна не было: очень хотелось, чтобы её радость на сцене была неподдельной.

– Я никак не ожидала, что получу «Птицу» (главную награду «Дебюта». – Прим. авт.), – рассказала Ирина. Не ожидала настолько, что даже речь, которую должны произносить лауреаты, не выучила.

– Что, неужели совсем не верили в победу?

– Ну… Надеялась, конечно – иначе зачем отправлять? Но в голове постоянно сидела мысль: «Это же «Дебют»! Там же лучшие! И их так много!»

– И вот награда получена… Это поможет обрести уверенность в себе?

– Все успехи, победы, премии прежде всего нужны, чтобы поддержать. Понимаете, очень трудно жить без какой-то оценки: вот ты пишешь, пишешь и думаешь: «Может быть, это всё – очень плохо?» Подобные награды дают понять, что твоё творчество ценят. Хотя… Я всё равно сомневаюсь в себе. Но творческому человеку, наверное, без сомнений нельзя – иначе он станет просто зазнавшейся машиной. Это – самое страшное.

– Пишете ежедневно?

– Да. Строку хотя бы. Каждый день. Нельзя ждать вдохновения, надо садиться и писать. Иногда очень хочется себя пожалеть: «Я сегодня так устала, совсем нет настроения, всего один денёчек не буду…» Но не разрешаю себе такого. Нельзя останавливаться.

– Откуда берёте сюжеты для пьес?

– Ой, отовсюду. Что-то прочитала в Интернете, услышала на улице, в очереди, по телевизору… Я просто живу и смотрю по сторонам. Не думаю каждую минуту, что это можно использовать. Просто однажды всё это накапливается, все эти истории, воспоминания в голове складываются в единое целое… И – щелчок! Я вдруг понимаю, что это – новый сюжет. Но этому щелчку предшествует такой смутный период, когда что-то в голове уже складывается, но ты пока не понимаешь, что именно.

– Ирина, а где обычно пишете?

– Дома люблю писать больше всего. Но могу где угодно – лишь бы было тихо. Часто пишу, например, в обеденное время на работе… Тоже обстановка располагает.

– Если не секрет, кем работаете?

– Старшим инспектором в областной прокуратуре… Бумажная работа, на самом деле.

– Ничего себе! И эта бумажная и наверняка бюрократическая работа не мешает?

– Вы удивитесь – напротив, помогает. Как-то дисциплинирует, заставляет жить по жёсткому графику. И в этом графике регулярно определено место для творческой работы… знаете, я, наверное, просто очень ленивая (смеётся) – мне без какого-то стимула, графика было бы тяжело себя заставлять работать. Никакие результаты невозможны без самодисциплины…

– Реально ли зарабатывать на жизнь только писанием пьес?

– Да, если ты известен. Той же Ярославе Пулинович, например, много заказывают инсценировок, её пьесы по всему миру известны… Мне до этого пока далеко, поэтому стабильного дохода драматургия не приносит. Вот и работаю. Но как я уже сказала – лично мне работа только помогает…

– Ваш учитель, Николай Коляда, уже успел поздравить?

– Да. Но сделал это, как обычно, строго. Сказал: «Молодец, а теперь давай пиши ещё». Он никогда не перехваливает. Он суров. И это правильно…