Пожалуй, самым заметным и обсуждаемым культурным событием уходящей недели стали фильмы Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и Никиты Михалкова «Солнечный удар». Всю неделю мы принимали звонки и электронные письма. Публикуем некоторые из них.
Наталья КУПЦОВА, начальник отделения почты (деревня Вихляева, Талицкий ГО):
— С удовольствием посмотрела «Белые ночи…». К фильму у меня был большой профессиональный интерес. И знаете — мне очень понравилось. Действительно, Кончаловский смог передать все тонкости нашей работы… Всё, о чём он говорит, есть в жизни почтальона на селе. Есть одинокие бабушки — они не столько писем ждут, сколько почтальона, которому можно душу излить. И «Колобки» — это тоже всё нам знакомо. Деревня так и живёт — много безработных, а если работы нет, то что людям остаётся? Кто может — едет в деревни побольше, на север, в города… Кто не может — пьёт.
Александр КЕРДАН, поэт (Екатеринбург):
— Посмотрел «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Кино напоминает мне взгляд учёного-энтомолога, рассматривающего насекомых под увеличительным стеклом. Я не деревенский житель, но в наших уральских деревнях бывал часто, и вот ведь парадокс: картина сделана без любви к человеку. Лента состоит из массы клише, которые очень симпатичны именно для западного зрителя. Если деревня — то там обязательно пьют, если генерал русский — то дурак и хам. И бедная Ирина Ермолова, которую заставили обнажиться и исполнять непонятно что. Она — Хозяйка Медной горы, царица. Тогда уж надо было и говорить ей по-городскому, а не пытаться скопировать северный говор. К сожалению, фильм снят так, чтобы понравиться раздавателям премий — «львов», «пальм». Я думаю, что и даются они за то, что показывают разваливающуюся деревню. От такого мастера мы ждали проблематики, сквозной идеи. Но где они здесь? Ну, любить надо человека! Мы все вышли из русской деревни. Это всё равно что мать — она может быть больная, хромая, с морщинами на лице и с запачканными руками, она, может, уже и что-то не то делает, а, может, даже и пьёт. Но это — мать.
Евгений БУРДЕНКОВ, старший научный сотрудник музея истории Екатеринбурга:
— Почитав, что говорят о новом фильме Михалкова, ещё сильнее утвердился в своём решении. «Солнечный удар» смотреть не пойду. Последние фильмы Никиты Михалкова мне очень не нравятся. Начиная с «Утомлённых солнцем 2». Это сплошные несоответствия не то что с исторической реальностью, а просто с реальностью. Например, в новых «Утомлённых солнцем» лётчик пытается сходить «по-большому» из самолёта — ну, чушь же полная… Боюсь, что «Солнечный удар» сделан на том же уровне.
Наталья МИЛАШЕВИЧ, учитель русского языка и литературы гимназии №9 (Екатеринбург):
— Посмотрела «Белые ночи…» и удивилась — простите, за что ему дали «Серебряного льва»? Фильм снят на грани документалистики, и в нём отсутствует всё то, за что мы ценим художественное кино — смысл, идея… Красиво снято — да. Но ради чего? Что хотел сказать режиссёр? Я ведь была в тех местах — два года подряд ездила туда в топографическую экспедицию, видела эти деревни… Красивые места, красивая картинка, но ничего более. В этом смысле тот же «Остров» Павла Лунгина выглядит значительно сильнее. В нём, помимо простого повествования, есть ещё и глубина, идея… Такое ощущение, будто Кончаловский дорос до такого уровня, когда можно снимать, вообще не задумываясь.
Ник (комментарий на oblgazeta.ru):
— Кончаловский размазывает манную кашу по тарелке. Михалков просто делает откровенную безвкусицу. Что сказать — братья…