«Вопрос в том, кто будет стоять у руля»

: Яна Белоцерковская
Михаил Чурбанов уверил, что через год ситуация в корне изменится. Что ж, скоро мы увидим, какое кино нам покажут. Фото: Станислав Савин.

Свердловская киностудия уйдёт с молотка. Согласно опубликованному 21 августа распоряжению правительства РФ, которое подписал Дмитрий Медведев, к 2016 году 100% акций перейдёт в частные руки… Что же будет теперь?

Второе дыхание не открылось

Прибыль киностудии сегодня оставляет желать лучшего: её официально опубликованный доход за 2013 год составил 3,4 миллиона рублей… Большинство площадей киностудии последние 10 лет или простаивает, или используется не по назначению – сдаётся в аренду. И ладно бы при этом снималось кино – хотя бы на уровне семидесятых, когда десяток фильмов в год – это была обязательная норма. И фильмы ведь были не проходные, а отмеченные наградами на фестивалях различного уровня. Даже в не самые благополучные для страны девяностые киностудия снимала. Более того, самым урожайным годом для неё был 1990-й. Тогда она выпустила 20 фильмов. За всё последнее десятилетие выпущено всего на семь картин больше, чем в тот год (включая крупные документальные картины. Не считая рекламные проекты и небольшие короткометражные ролики). Это – голая статистика. Цифры, против которых слова бессильны.

Годом выхода фильма мы считаем дату его выходана DVD или в прокат. Графика: Геннадий Богатырёв.

Почти год назад, 7 сентября 2013 года, «ОГ» публиковала интервью с гендиректором киностудии Михаилом Чурбановым («Свердловскую киностудию разрывают противоречия»).  Встретились мы после громкого текста «ОГ», посвящённого ситуации с анимацией на Свердловской киностудии. Тогда Михаил Александрович убеждал нас, что жизнь на киностудии бьёт ключом, фильмы снимаются. Правда, на просьбу перечислить конкретные наименования, Михаил Александрович называл безусловно достойные картины – «Дом солнца» и «Адмирал», только снятые лет пять назад. И снимала их, кстати, не только Свердловская киностудия – она лишь помогала (в «Доме солнца», например, в титрах указаны следующие киностудии: «Топ Лайн Дистрибьюшн», «Арчи-фильм», «Ялтинская киностудия» и «Киностудия им. М. Горького»). Но тогда, год назад, мы пожали друг другу руки и решили подождать – вдруг и правда у киностудии откроется второе дыхание? Вернёт себе былой творческий дух, который под напором коммерции совсем пропал.

Киностудия — это не только огромный имущественный комплекс, но и важнейший объект культуры. И деньги тут не единственное, что мы можем приобрести или потерять. Фото: Алексей Кунилов.

«Главное – не снять кино, а донести его до зрителя»

Ждать, как видите, пришлось недолго. Чуть меньше года… Итак – что вообще означает приватизация 100% акций киностудии? Вопросы мы задали напрямую Михаилу Чурбанову. Его ответы озадачили…

– Наша задача сейчас – создать партнёрство, в которое войдёт и государство, и частные компании, и, скорее всего, компании регионов Урала. В общем, это будет очень мощный кинокластер, который сможет отвечать всем запросам современного кинобизнеса. У нас сейчас уже стоит современное оборудование - лучше, чем на «Ленфильме». Не хочу обидеть коллег, но мы многого достигли.

– Материально-техническая база – это плюс. Но она же должна работать. А количество фильмов, которые выпускает студия…

– Дело не в количестве. Сейчас многие наивно полагают, что главное дело киностудии – снять кино.

– И что же главное?

– Донести его до зрителя.

– ?!.. И киностудия это делает?

– Ну безусловно! Все фильмы, где мы принимали участие, доходят до широкого зрителя. И «Адмирал», и наш последний фильм – «Золото»…

– И всё-таки: студия продается…

– Не думаю, что сейчас стоит делать такие заявления. Мы будем стремиться к созданию партнёрства, которое выведет работу студии на принципиально новый уровень. Пришло время менять что-то в самой системе кино.

– То есть приватизация неопасна?

– Однозначно будет ясно через год, но я уверен, что мы создадим партнёрство, которое превратит нашу киностудию в мощный кинокластер. Это – наша цель.

Честно говоря, я многого так и не поняла… Как, например, в этом проекте должно участвовать государство, если студия будет стопроцентно частной?

КОММЕНТАРИИ

  • Георгий Негашев, кинорежиссёр, директор Открытого фестиваля документального кино «Россия», директор кинокомпании «СНЕГА»:
  • – Я, конечно, не пророк, но на мой взгляд, результата может быть два. Один – очень плохой, другой – очень хороший. Так как это приватизация, всё будет зависеть от собственника. То есть вступает в силу человеческий фактор. Если собственника будут интересовать исключительно здание и сооружения в центре города, то Свердловская киностудия прикажет долго жить. А если собственник будет социально ответственным, то он постарается развивать киностудию. То есть для начала поставить её на ноги, вылечить – а потом развивать.
  • Я не сторонник приватизации киностудий. Акционированы почти все киностудии страны. Государственным остался «Мосфильм» – и сейчас это современная, крепко стоящая на ногах студия. Все остальные живут с огромными проблемами, а вот, например, Красноярская киностудия, которую также продали, вообще перестала существовать.
  • Владимир Макеранец, председатель Свердловского отделения Союза кинематографистов России:
  • – Ситуацию с киностудией сейчас можно оценивать двояко. Если не будет перепрофилирования, то вопрос только в том, кто будет стоять у руля. Если планируется перепрофилирование – то киностудии, на мой взгляд, не будет. Производить кино – дорогое удовольствие, и поэтому купят киностудию только для того, чтобы извлечь какую-то выгоду. Режиссёрам же удобнее сотрудничать там, где и качество лучше, и цены вменяемые. Такие услуги должна быть готова предоставлять Свердловская киностудия – но на сегодняшний день от неё уже толком ничего не осталось. И я думаю, что это прежде всего вопрос руководства.
Записала Дарья Мичурина

Кина не будет?

На первый взгляд, идея кинокластера – очень заманчивая. Но разговоры об этом идут уже не первый год. И пока идут разговоры, кино на Урале продолжает сниматься. Вот только не на Свердловской киностудии. Так случилось, что материально-техническая база, съёмочные павильоны, оборудование – у киностудии есть, а кино – нет. И есть маленькие студии, где нет никакой технологической базы, зато есть творчество и инициатива. И – как следствие – фильмы. Которые, кстати, периодически всплывают на кинофестивалях. Например, Анна Буданова, молодой и очень талантливый уральский аниматор, создала мультфильм «Обида» на «А-фильме». И собрала чуть ли не все возможные кинопремии для молодых аниматоров российского и международного уровня. Да на той же «Кинопробе» – международном кинофестивале молодых режиссёров, проходящем в Екатеринбурге, работы уральских авторов постоянно выстреливают. Только все они работают от любых других киностудий – но не от Свердловской.

На Свердловской киностудии сейчас снимают сильные документальные ролики. Их даже показывали в Совете Федерации. Качество, уровень – всё как надо. Только вот подобные вещи – это для солидной студии скорее побочный продукт. Главное всё-таки – это игровое кино. А его нет.