В «Ночь музеев» общественное объединение «Красная линия» проводит пешие и велоэкскурсии. Такая прогулка обычно занимает не более двух часов. Экскурсия со всеми подробностями, о которых вы читали на страницах «ОГ», занимает не менее четырёх часов. Фото Яны Белоцерковской.
Проект «Красная линия» в «Областной газете» продлился почти год и подошёл к концу. 25 июля 2013-го на страницах «ОГ» появился первый текст. Тогда казалось, что тридцать пять пунктов маршрута это невообразимо много. Трудно было представить, что однажды мы поставим точку в этой серии публикаций. И вот сегодня мы завершаем проект и подводим итоги.
В самом начале пути были сомнения: найдётся ли про каждый объект полполосы информации? И ещё а нужно ли это кому-то? Как отреагируют читатели? Впрочем, уже через несколько выпусков «Красной линии» ответы на эти вопросы стали появляться. В редакцию приходили электронные и бумажные письма, в которых воспоминания старожилов, вопросы, цитаты из краеведческих справочников, где приводится противоречивая информация с просьбой помочь разобраться. К нам стали заходить люди с вырезками и подшивками четверговых номеров «Областной».
Больше всего писем от читателей 18 (4 бумажных, 14 электронных) было посвящено площади 1905 года (объект № 1) и различным зданиям рядом с ней. Письма приходили на протяжении всего проекта, поэтому под конец мы даже вынуждены были вернуться к самой первой серии ещё раз и подробнее поговорить о здании городской администрации. На втором месте Исторический сквер. 17 (2 бумажных, 15 электронных) писем. В остальном каждый выпуск «Красной линии» вызывал вашу ответную реакцию.
На серию, посвящённую памятнику Александру Попову (№ 10), откликнулся сын скульптора Владимира Егорова Вадим. «Владимир Егорович Егоров работал над памятником Попову с 1960 года, создав три варианта. Очень измучила его эта работа. Вследствие чего и изобретатель радио получился измученным и внешне похож на самого автора. [...] А позировал, изображая сидящего в пальто Попова, мальчик-подросток по имени Вадим, сын скульптора и автор этих строк», рассказал он.
В серии про здание УрГУ (№ 22) мы опубликовали фотографию, где ещё идёт строительство корпуса, а на переднем плане натянута сетка и компания молодых парней играет в волейбол. На следующий день звонок: «Удивительно, где вы такой снимок взяли? В архиве? Ну дела... Это ж мы с пацанами на первом плане. Здание ещё не достроили, а комбинат Свердловскуголь уже в нём работал. И в перерывах мы возле него натягивали сетку. Это было начало пятидесятых. Рассматривал снимок, такая ностальгия сильная...» рассказал нам Николай Васильевич.
Одной из самых обсуждаемых стала серия проекта, посвящённая памятнику Владимиру Высоцкому и Марине Влади (№ 24). Мы разместили рядом две фотографии памятника возле «Антея» и снимок, с которого делали памятник. На протяжении трёх недель после публикации в редакции раздавались звонки. Кто-то восхищался: «Как похоже получилось!», кто-то возмущался: «Совсем непохожи». Чуть больше двадцати звонков. Мнения разделились поровну. Признаемся, мы и сами не ожидали, что сравнение памятника и оригинала вызовет такой живой интерес.
Самый загадочный объект «Красной линии» Дом Скрябиной (№ 27). Мы обращались к историкам, к краеведам никто ничего рассказать не смог, кроме некоторых сведений о самом доме и его архитектурных особенностях. За несколько дней в краеведческом отделе «Белинки» автор «Красной линии» увлёк поиском всех научных сотрудников библиотеки. В итоге по случайным упоминаниям удалось узнать хоть что-то о владельцах. Этого, кстати, нет ни в одном краеведческом справочнике или энциклопедии.
Только мы начали собирать информацию о памятнике группе «Битлз» (№ 31), как звонок. Президент Уральского «Битлз-клуба» Владимир Попов говорит: «Мы тут ваш проект читаем, любим, обсуждаем... У вас скоро памятник Битлам. Мы вам тут кое-что собрали...»
После выхода материала об улице Вайнера (№ 35) нам позвонили работники одного из расположенных там торговых центров. Рассказали, что собрались коллективом и прогулялись по улице. Впервые за столько лет работы там увидели не только магазины, а историческое сердце города. Совсем иначе отнеслись к месту, где работают: «Даже стыдно стало, что порой кто-то из нас может мимо урны мусор бросить. На такой улице!» рассказали сотрудники.