Дом контор на перекрёстке улиц Малышева и 8-го Марта стал официальной причиной для сноса Малого Златоуста о судьбе этого храма мы немного рассказывали в прошлой серии нашего проекта. Здание строили в 1929-м, в самый расцвет конструктивизма на Урале. И Дом контор получился типичным представителем этого стиля сплошное ленточное остекление, протяжённые фасады...
Коридоры, двери, кабинеты
Здание строилось, как ясно из названия, для различных контор, ведомств, банка и магазинов Союза сельхозкооперации. Кстати, со стороны улицы 8-го Марта к Дому контор было пристроено здание ломбарда проектировщики очень органично соединили два дома... Итак, контора ломбарда, а также зал для проведения аукционов занимали левый торец. На первом этаже располагались различные магазины с подсобными помещениями. На остальных самые разные ведомства. Длинные коридоры, ряды дверей, кабинеты...
Проектировал здание Владимир Иванович Смирнов архитектор, учёный, педагог, общественный деятель. По его проектам в стиле конструктивизма в Свердловске построено несколько зданий: помимо Дома контор это гостиница «Большой Урал», а в 19371938 годах Смирнов вместе с архитектором Валенковым выполнил реконструкцию свердловского железнодорожного вокзала. С 1953-го по 1961 год он был главным архитектором Свердловска, и на этом посту разработал детальный проект улицы Свердлова дома там представляют собой единый архитектурный ансамбль... Впрочем, его архитектурно-художественные детали, украшавшие фасады, признали на государственном уровне «излишеством». От занимаемой должности Владимира Смирнова освободили... Но вернёмся к Дому контор.
Кабинеты стали идеальными палатами
До войны в здании ничего особо не менялось. А в 1941-м здесь размещался эвакогоспиталь № 1708. Кабинеты стали палатами вместо конторских столов да стульев везде поставили койки. Госпиталь был как и все прочие в то время в Екатеринбург эвакуировали раненых, больных размещали в зданиях школ, техникумов, ведомств... Дом контор для расположения раненых подходил идеально широкие коридоры, много палат, а главное много света. Спасибо уже упомянутому ленточному остеклению «визитной карточке» многих зданий конструктивизма.
Интересный факт судьба эвакогоспиталя, размещавшегося здесь, переплетена с судьбой почётного гражданина Свердловска (звание присвоено в 1967-м) Тамары Григорьевны Ренёвой. В 1940-м она только-только окончила Свердловский медицинский институт и начала работать в поликлинике на ВИЗе. Но тут война... Она без устали трудилась в госпиталях, помогала раненым. Больше всего в этом, 1708-м, но помогала и в других.
Если бы не палатки...
После войны жизнь Дома контор возвращается в привычное русло. Этажи вновь отдают под магазины и различные конторки. В следующий раз здание напомнило о себе трагическими событиями, случившимися 1 марта 1974 года. В доме произошёл страшный пожар. Он начался на верхнем этаже здания, где были расположены отделы Гипроторга и Горзеленстроя, во время ремонта. По воспоминаниям, пожарные приехали с опозданием, да к тому же вода из-за сильных февральских морозов в шлангах замерзала. В магазине «Спорттовары» попросили туристические палатки их растягивали, и люди прыгали из окон. Кстати, про эти самые палатки мнения расходятся кто-то из очевидцев утверждает, что заведующий магазином просто так никому ничего давать не собирался. Пришлось их отнимать силой. В любом случае, именно палатки, растянутые под окнами, позволили многим выжить.
На форуме, посвящённом истории Екатеринбурга (1723.ru), создана специальная беседа для воспоминаний очевидцев трагедии. Вот что вспоминает пользователь под ником Sergei: «В 1976 году, после армии, я работал в проектном институте Гипроторг, тогда ещё находящемся в Доме контор, поэтому знал многих участников той трагедии. Загорелась мастика, было сильное задымление, огонь довольно быстро распространился, так как коридор располагался без переборок по всему этажу здания. Тем не менее одна наша сотрудница, Окулова, после объявления о пожаре, выйдя на улицу вместе с другими сотрудниками, вдруг вспомнила, что оставила в комнате новые итальянские сапоги, поднялась на этаж и вернулась с дорогой ей обувью...». Увы, но кроме таких историй, пожар оставил о себе трагические воспоминания. Люди, отрезанные огнём, выпрыгивали с верхних этажей здания и... разбивались насмерть.
Спустя годы поменялась страна и окружающие Дом контор улицы. Здесь больше не ездят трамваи, а рядом возвышается новый храм Большой Златоуст. Но, как и прежде, Дом контор выполняет свою историческую миссию здесь всё также располагаются различные организации и магазины.