Сегодня исполняется 157 лет со дня рождения Вениамина Метенкова. Не круглая дата, конечно. Но в этом году в проекте «Красная линия» на страницах нашей газеты мы постоянно обращались к его кадрам. Так случилось, что на газетную полосу попадали в основном съёмки зданий. И они нашим читателям уже хорошо знакомы. День рождения мастера — повод рассказать о других снимках. Которые куда любопытнее городских панорам...
Не только фото у колонны...
Вениамина Метенкова смело можно записывать в соавторы «Красной линии». Большинство споров решается благодаря его кадрам. Порой в архивных документах написано одно, в газетах тех лет — другое, в чьих-нибудь дневниковых записях — третье. Человеческая память несовершенна, да и глядя на одну и ту же улицу, каждый обращает внимание на что-то своё. Но спасает фотография, и все сомнения отпадают. Сразу ясно, где была какая лавка, на какую сторону выходили ворота, какой дом надстроили, какой снесли... Понимал ли Метенков, что создаёт нечто большее, чем открытки?
Фотографы на Среднем Урале в конце XIX века работали следующим образом. Ставили колонну, на неё кто-нибудь величественно опирался, вспышка... Готово. Колонна — это не попытка как-то разнообразить портретное фото, а необходимый элемент: фотография требовала длительной выдержки. Семейные фотопортреты в то время активно входили в моду, и спрос на них был. Вениамин Леонтьевич, разумеется, тоже этим промышлял и недурно зарабатывал. Казалось бы — что ещё нужно?
Но он взял фотоаппарат и вышел за пределы студии. На улицу, где не выставишь нужный свет. К людям, которые не собираются позировать — двигаются, общаются. Вряд ли его влекла жажда наживы — сложно даже предположить, сколько материала было загублено, прежде чем стало ясно, как снимать на улице, как ловить движение. Его увлёк поиск чего-то нового.
Вениамин Леонтьевич родился в 1857 году в городе Миассе в семье старообрядцев. Фотографией увлекся рано, самостоятельно осваивал её азы. В 1874 году он устроился работать конторщиком на Кочкарском золотом прииске в Троицком уезде, где начал учиться фотоделу у польских поселенцев. Родню странное увлечение пугало — старообрядцы были убеждены: «если поймает кого на стёклышко, да лик его на бумаге получится, тогда пропал человек, печатью антихриста будет отмечен, а душой завладеет дьявол».
Но Метенкова эти разговоры не пугали. Он лишь отшучивался от тех, кто назвал фотоаппарат «бесовской штукой». В 19 лет он открыл фотосалон в Миассе, в 1883-м перебрался оттуда в Екатеринбург. Объездил с камерой весь Урал — снимал то, что другим фотографам казалось бессмысленным — быт старателей на приисках, работу в мастерских, жизнь уральских заводов. Любил снимать природу Урала. Все фотографии становились сериями открыток. Тоже смелый шаг — казалось бы, кому нужны открытки с видами заводов? Или с каслинским литьём, к примеру? Но почтовые открытки именно с этими снимками моментально разлетались по Европе, тем самым формируя образ Урала как промышленного края. В типографиях Стокгольма, Берлина, Москвы печатали альбомы фотографий Метенкова «Виды Урала». А в 1889 году Вениамин Метенков — уже медалист Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки — был удостоен Золотой медали на Всемирной фотографической выставке в Париже.
Подарок историкам
Его талант и смелость высоко ценили современники. Среди близких друзей Метенкова — Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. В 1897 году из Петербурга писатель писал Метенкову: «Я издаю большую книгу „Урал“, где в форме путешествий будет описан весь край. Необходимо достаточно фотографий. Жалею, что раньше, когда жил на Урале, не имел своего аппарата. Надеюсь на тебя...». Высоко ценил его и Алексей Кузьмич Денисов-Уральский. Нередко говорил, что у Метенкова взгляд художника. Метенков и правда умел ловить мгновение и замечать прекрасное. Но главным его призванием стала документальная фотография.
В 1895 году он поднялся на колокольню Екатерининского собора и кадр за кадром отснял оттуда всю панораму города. Снабдил каждый кадр подробнейшей инструкцией — где что располагалось, как именовалось... Подарок историкам и краеведам.
Ему принадлежит знаменитая фраза: «В силу своего мягкого характера и моей деятельности я никогда не помышлял о накоплении и все средства употреблял на развитие своего любимого дела». По некоторым данным, писал он её следователю. Метенков, конечно, лукавил: несмотря на то, что его эксперименты обходились довольно дорого, фотосалон приносил ему немалую прибыль. Там делали лучшие в городе портреты на любой вкус. Работало немало помощников, которых он охотно обучал, и даже выпустил брошюру «Руководство для начинающих фотографировать».
После революции он, как и другие предприниматели, оказался в опале. В 1933 году знаменитый фотограф умер в бедности.
Время всё расставило на свои места — Метенков не потерялся в истории, как многие другие. Потому что был первым.
За этот год мы познакомили читателей с десятком панорамных фотографий и снимков архитектурных объектов. Сегодня, в день рождения мастера, предлагаем вам подборку лучших, на наш взгляд, репортажных кадров.
Мнение
Владимир Васильев, арт-директор «ОГ»:
— На мой взгляд, какой-то особой художественной ценности снимки Вениамина Метенкова не имеют, и здесь не надо приписывать ему лишних заслуг. Но я ни в коем случае не принижаю ценность его фотографий: они очень значимы с исторической точки зрения. Пока все остальные фотографы на Урале снимали портреты в студии, он взял камеру и вышел на улицу. И благодаря этому мы теперь имеем уникальные кадры, рассказывающие, как жили люди, как выглядели здания, где что располагалось.
Метенков остался в истории прежде всего потому что он был первым в своём роде. Он задал новый вектор развития фотографии — ушёл от постановочных съёмок в репортажное фото. Когда он вышел из ателье, то понял, что старая камера там не годится. Возникла потребность в усовершенствовании. Метенков и другие первые фоторепортёры своими экспериментами двигали вперёд развитие фототехники: производители откликались на возникший спрос.