Доходный дом Чувильдина хоть стар, но украшает и город, и "Красную линию"

: Яна Белоцерковская
В начале века дом был настоящим украшением города. Хочется верить, что однажды мы вновь сможем его таковым считать… Фото Александра Зайцева.

Доходный дом Чувильдина на берегу Исети — ещё одно здание, построенное в модном в начале ХХ века «кирпичном» стиле: как и два предыдущих объекта нашего проекта — дом Скрябиной и здание электростанции. Горожане прозвали этот дом «Косым», а в последнее время всё чаще можно услышать, как его называют «i-сеть» или «системным блоком»...

Досье «ог»

Название: доходный дом Чувильдина

Адрес: Горького, 14а

Дата постройки: 1900 год

Архитектор: А.С. Чирковский

Чувильдин здесь не жил?

Здание на 2-й Береговой улице под номером 16 появилось в 1900 году по прошению купца Василия Ивановича Чувильдина. Архитектором выступил Чирковский — он же, напомним, проектировал электростанцию «Луч». Стиль, называемый «кирпичным», уже привычен тем, кто с самого начала идёт вместе с нами по маршруту «Красной линии» — за него ратовал главный городской архитектор (1869–1884 годы) Михаил Львович Реутов, и его дело продолжалось и далее.

В книге, составленной городским головой Ильёй Ивановичем Симановым по результатам знаменитой однодневной переписи населения Екатеринбурга в 1887 году, читаем: «Чувильдин Василий Иванович, мещанин, проживал на ул. 2-й Береговой, 16. Деревянный дом с подвальным помещением, флигель, службы и баня. Являлся гласным Городской Думы, был избран с 1876–1880 г.г. по 2 разряду избирателей и с 1880–1884 г.г. по 3 разряду». Вас удивило, что дом, описанный Симановым, деревянный? Здесь нет никакой ошибки — перепись сделана в 1887-м. Видимо, к 1900 году он подал прошение на строительство рядом каменного здания. Участок под строительство он выкупил у некой Марфы Филипповны Козловой. И скорее всего, сам он в нём не жил — кирпичный использовался для сдачи жилья внаём. Потому и название — доходный дом. Что ещё известно о Чувильдине? Основным занятием Василия Ивановича была мучная торговля. В городе он пользовался немалым успехом и уважением, за что и был избран гласным.

Виталий Волович:— Почему я назвал картину «Театральный дом»? Да потому что... Ну взгляните на него! Он же будто театральная декорация к какому-то загадочному спектаклю. Дом настолько окутан таинственностью, что волей-неволей начинаешь верить всем городским легендам. Он очень странный — узкие окна, лестницы к самой воде. Рисовал я его в начале девяностых, тогда дом, конечно, выглядел куда лучше, чем сейчас.

К 1903 году сведения о Чувильдине исчезают из справочных изданий Екатеринбурга, а в 1912 году этот доходный дом обретает нового хозяина — некоего Сухоплюева. После событий октября 1917 года дом был передан в ведение горкомхоза и приспособлен под коммунальное жилье.

Косой системный блок

Здание интересует нас прежде всего своей архитектурой. Дом построен лесенкой на крутом берегу Исети. Горожане сразу прозвали его «Косым» — нет, не потому что он кривой, а именно из-за столь необычной формы. Ничего подобного в городской архитектуре, кстати, больше нет. Нижняя ступенька здания спускалась к самой воде. Раньше там был ещё небольшой балкончик, с которого, возможно, Чувильдин мог даже ловить рыбу — в те времена это было безопаснее, чем сейчас.

Почему же возник такой необычный дом? Скорее всего, Чувильдин настаивал на его строительстве рядом со своей деревянной усадьбой. И строители были вынуждены встраивать его в имеющийся ландшафт. И нашли оригинальное решение.

А когда на берегу появился памятник клавиатуре, горожане подметили любопытную деталь: клавиатура есть, а где же системный блок? Да вот же он, рядом — дом Чувильдина и правда по форме напоминает системник. Отсюда родился, кстати, ещё один топоним — иногда доходный дом Чувильдина вместе с памятником клавиатуре называют «i-сеть» (ай-сеть) — тут и намёк на Исеть, и на сходство с компьютером.

Алексей Рыжков, «Старый дом».

Городские легенды гласят, что «Косой дом» — хранитель набережной. Он завораживает своей формой, глядит пустыми окнами в воду... Возможно, именно своей мистической аурой и таинственностью он так привлекает художников.

Сейчас дом Чувильдина находится в запустении. Некогда красивейший особняк необычной формы радовал взор, а теперь заставляет опускать глаза. Есть надежда, что включение его в туристический маршрут «Красной линии» поспособствует его восстановлению — ведь это не только колоритный представитель «кирпичного стиля» начала прошлого столетия, но и действительно уникальный с точки зрения архитектуры объект.