Вчера в Международном выставочном центре «Екатеринбург-ЭКСПО» публике было представлено 18-метровое полотно уральского художника Анатолия Калашникова «Монтана. Перегон скота».
Эта работа, по замыслу художника, два года назад ушедшего из жизни, должна была стать частью масштабного проекта длиной 100 и высотой 20 метров, который он планировал разместить в Соединённых Штатах Америки. Но только на создание представленного вчера зрителям произведения Калашников потратил десять лет своей жизни с 1989 по 1999 год, работая каждый день с утра до ночи.
Отец в 80-е годы увидел по телевизору программу о перегоне скота в Монтане, вспоминает дочь Анатолия Александровича, художница Александра Калашникова. Его впечатлила красота быта американского народа, костюмы, быки, повозки, сама масштабность события, когда через огромные территории гонят многотысячный скот. Он восхитился духом этим людей и решил написать картину. Чтобы осуществить свой замысел, ему понадобилось перечитать массу литературы про Америку, сделать очень много эскизов.
Это не просто история Америки XX века, самых ярких её представителей (там и Сикорский, и весь Голливуд, и кого только нет), говорит друг Калашникова, художник Миша Брусиловский. В этом сложном произведении присутствует эклектика, совершенно различные, несопоставимые ситуации, разные материалы, реализм и сюрреализм.
Калашников планировал, что его проект будет размещён аналогично Бородинской панораме. Более того, он хотел, чтобы была сделана инфраструктура, построены отели, где могли бы разместиться желающие посмотреть на эту работу. Если бы его проект осуществился в полной мере, это было бы грандиозное зрелище. И он стал бы для американцев учебником, по которому они могли бы изучать этапы жизни своей страны.
Но и сейчас «Монтана» поражает своими масштабами: длина 18 метров, высота 2 метра. Вес полотна без удерживающей его конструкции 180 килограммов, а с ней так и вовсе более 300 килограммов.
Зрители могут смотреть на картину с двух этажей, поясняет организатор выставки Вероника Пиджакова. Через несколько месяцев мы будем провожать картину «на гастроли» в Америку, поэтому сейчас решается вопрос по её транспортировке.
Для меня то, что мир увидит эту картину самый лучший подарок судьбы, который можно представить, с дрожью в голосе говорит дочь художника. Мой отец хотел этого больше всего на свете, ведь «Монтана» была смыслом его жизни. Я же просто исполняю его мечту.