Сегодняшняя остановка на «Красной линии» дом Скрябиной. Говорит ли вам хоть о чём-то это название? Знаете ли вы что-нибудь о его владельцах? Вряд ли, потому что даже краеведческие справочники ограничиваются короткой фразой «дом купеческой жены Скрябиной Е.Д.». Нам тоже не удалось найти исчерпывающую информацию к сожалению, в архивах сохранилось совсем мало сведений. Мы с удовольствием рассказываем нашим читателям всё, что удалось узнать.
«Загрызли» конкуренты?
Каменный двухэтажный (точнее будет сказать одноэтажный с цокольным этажом) дом появился в пойме реки Исеть на Второй береговой улице (ныне Горького) в 1882 году. Автор проекта Михаил Львович Реутов (в исторических документах часто встречается написание фамилии с удвоенной «т» Реуттов) городской архитектор Екатеринбурга в 18691884 годах. Он ратовал за единообразие городского стиля, стремился привести внешний вид Екатеринбурга в соответствие с городским планом. Вторую береговую он проектировал почти всю, и она действительно выдержана в едином стиле (сохранилось несколько домов). Её тогда в основном населяли купцы и мещане. Вот и дом № 6 занимали купец второй гильдии Гаврила Николаевич Скрябин и его жена Екатерина Дмитриевна.
Упоминание о них находим в книге, составленной городским головой Ильёй Ивановичем Симановым по результатам масштабной однодневной переписи всего населения Екатеринбурга в 1887 году. Илья Иванович не поленился, оставил многостраничный труд, благодаря которому мы сейчас знаем многие подробности городской жизни 1880-х. Он проанализировал всю городскую инфраструктуру, смертность и рождаемость, обеспеченность горожан товарами... Также он указал всех пофамильно: промышленников, мастеров всякого рода, учителей, мещан, торговцев, врачей. Даже извозчики все по именам! В списке купцов второй гильдии находим наших героев Скрябиных. Но кроме имён ничего более городской голова о них не сообщает. Есть у Симанова и описание дома (номер дома в городе по порядку 2047): «Дом на улице Береговой 2-ой, № 6. Принадлежит Скрябиной Екатерине Дмитриевне, купеческой жене. Каменный двухэтажный дом, деревянные службы и баня».
Дом, судя по всему, был записан на Екатерину Дмитриевну. Вот и вся информация об этой купеческой семье, сообщённая Симановым.
Ещё один интересный штрих добавляет «Уральский торгово-промышленный адрес-календарь Пермской, Уфимской, Оренбургской, Вятской губернии» 1899 года там узнаём, что Гаврила Скрябин занимался торговлей рыбой. Не менее любопытно, что после 1899 года фамилия Скрябина больше не появляется в адрес-календарях, хотя автор этих строк проглядел внимательно все имеющиеся в краеведческом архиве библиотеки Белинского.
Дело в том, что если бы Скрябин был купцом третьей гильдии, мы бы уверенно предположили, что торговля рыбой не задалась и он разорился. Но вторая гильдия это уже серьёзные торговцы: они должны были иметь доход свыше 6,5 тысячи рублей, а значит, не могли разориться просто так. Кроме того, купцов, торгующих рыбой, в городе было не так-то много: вряд ли Скрябина «загрызли» конкуренты. Ещё одно логичное предположение Скрябин мог умереть, но, к сожалению, годов жизни купца найти не удалось. Так что, увы, это всё, что можно узнать о владельцах этого симпатичного кирпичного дома.
Самый изящный
Дом представляет собой образец жилой застройки конца XIX века в стиле эклектики. Особенно интересно, что неплохо сохранились и близлежащие дома, так что можно представить себе, как жил купеческий квартал 1880-х годов.
Деревянные службы и баня, о которых упоминается в переписи Симанова, находились на заднем дворе дома. Главный фасад, выходящий на улицу, был сделан со вкусом: цокольный этаж богато декорирован узором, составленным кирпичной кладкой, парадный вход украшен высоким крыльцом с перилами и навесом на кованых ажурных кронштейнах. Все остальные фасады здания оформлены более скромно. Из всех сохранившихся домов на этой улице дом Скрябиных, бесспорно, самый изящный что опять же поднимает вопрос: почему купеческая семья, имевшая неплохой оборот и возможность купить хороший особняк (купцы третьей гильдии, к примеру, в основном вообще не имели своего дома, снимали угол об этом свидетельствует всё та же перепись Симанова) так внезапно исчезла? Впрочем, не исключаем вероятность, что найти нам удалось не всё. Поиски продолжаются о результатах мы обязательно расскажем читателям.
На данный момент это здание один из корпусов Уральского финансово-юридического института.