На "Красной линии" прописалась «Американская гостиница»

: Яна Белоцерковская
Владельцы «Американской» в рекламных объявлениях указывали и удобное расположение гостиницы: вокруг неё находилось множество самых разных магазинов и лавок. Фото сайта 1723.ru

Здесь в самом начале XX века можно было остановиться, заказать вполне комфортный номер, прилично отобедать (кухня, согласно рекламному объявлению, была «первоклассной»), сыграть на бильярде, получить российские и иностранные газеты. И даже принять ванну — а это по тем временам было отличительной чертой самых лучших гостиниц. Сегодня в «Американской гостинице» остановимся и мы…

Клопы в «Берлине» и «Париже»

Екатеринбург получил статус уездного города в 1781 году. Но это вовсе не значит, что до этого момента не было потребности в местах для комфортного (и не очень) ночлега — город практически с момента основания был административным центром горнозаводской промышленности Урала. К тому же через Екатеринбург проходил Сибирский тракт… Поэтому постоялые и приезжие дворы, «номера» и трактиры возникали во множестве.

Но поначалу это были в основном «ночлеги без стола». На новую ступень развития гостиничное дело Екатеринбурга перешло в 1839 году, когда Юлиян Новицкий и Богдан Брикнер впервые назвали своё заведение «гостиницей» и пообещали в рекламном объявлении: «Для приезжающих в здешний город равно и для проезжающих через оный мы предлагаем комнаты с освещением, отоплением и пристойной мебелью». Дозволение на открытие первой гостиницы было получено 8 февраля 1840 года. Гостиницы стали возникать одна за другой, и все — с такими звучными названиями! «Рим», «Берлин», «Москва»… Но всё равно условия оставляли желать лучшего и были далеки от столичных. Что в «Берлине», что в «Париже» постояльцев ждали клопы. С ними даже не боролись — относились, как к должному.

Ванна как рекламный ход

А тем временем в город стали наведываться и иностранные путешественники, и высокопоставленные лица. Понадобилось совершенно иное заведение, соответствующее уровню приезжающих постояльцев, и в 1873 году появилась «Американская гостиница». Она принадлежала семейству Холкиных и управлялась Павлом Васильевичем Холкиным (сначала мещанином, а затем уже купцом 2-й гильдии).

Количество номеров в 1890-м было 18, к рубежу веков достигло 26, а позже, во многом благодаря соперничеству с другой известной гостиницей «Пале-Рояль», выросло до 36. Гостей завлекали «особым зданием для биллиардов, кухней и буфетом, из которых отпускаются приезжающим кушанья, пиво и прочее».

А вот ещё несколько рекламных объявлений «Американской»: «Первоклассная кухня под управлением приглашённого из Москвы повара. Ресторан. Биллиарды. Внимательная прислуга. При гостинице кондитерская и кофейная» — так завлекали постояльцев в 1910-м. Годом позже к этому рекламному тексту добавилось следующее: «Ванны. Русские и иностранные газеты и журналы». Ванны действительно на тот момент были крайне редким явлением, поэтому конкурентов у «Американской» почти не было. Кроме того, хозяева гостиницы прибегали к хитрой уловке — доплачивали извозчикам, чтобы те везли народ прямо с поезда только сюда.

Проживание в гостиничных номерах в среднем по городу в те времена стоило от 75 копеек до 2 рублей. В «Американской» же достигало четырёх — и далеко не всем было по карману.

Козы-«бальмонистки»

В «Американской» побывали многие известные люди. В 1856 году в ней останавливался при возвращении из ссылки друг Пушкина декабрист Иван Пущин.

Весной 1890 года в «Американской» остановился очень скептический постоялец. Жаловался, что извозчики «похожи на Добролюбова», город — «типичная азиатчина», возмутили его сторожа, которые всю ночь били «в чугунные доски на всех углах». Но «Американскую гостиницу», тем не менее, он назвал «очень недурной». Супруга Холкина — Еликонида Яковлевна — отметила на стене напротив номера, который он занимал: «Чехов А.П.». Он был здесь всего несколько дней — проездом на Сахалин. В 1899-м здесь останавливался Менделеев.

В 1909 году гостиница получает новое название — «Американские номера». В 1915 году Екатеринбург посетил с гастролями Бальмонт и останавливался здесь. В «номерах» поэт дал интервью журналисту газеты «Уральская жизнь»: «Город сонный и отставший в умственном отношении на целую четверть века по сравнению с жизнью столицы», — сказал поэт. Ругал непросвящённую публику, не знавшую его стихов. Афиши Бальмонта в Екатеринбурге сожрали козы, на что Бальмонт горько шутил: «Меня знает вся Россия, а на Урале даже козы — отъявленные бальмонистки!».

Новая жизнь «номеров»

После революции все частные гостиницы были закрыты (некоторые продержались ещё какое-то время, сменив названия на более революционные, но и их век оказался недолог). В 1918 году в доме разместилась Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. Затем в здании работали Совет народного хозяйства, суд и прокуратура Свердловской области, педагогическое училище.

С 1967 года и по сей день здесь располагается Свердловское художественное училище имени Шадра. Так что здание примечательно не только своим гостиничным прошлым, но и настоящим. Училищу уже больше ста лет — появилось оно в 1902 году. В числе первых преподавателей школы был Степан Эрьзя — автор того самого «Ваньки голого», что «украшал» главную городскую площадь. В числе первых выпускников — уроженец города Шадринска Иван Дмитриевич Иванов, более известный как Иван Шадр — автор знаменитой советской «Девушки с веслом». Его имя училище носит с 1987 года. Здесь учились Герман Метелёв, Геннадий Мосин, Виталий Волович.