На туристическом маршруте «Красная линия» есть не только исторические памятники и знаковые места, но и современные объекты. В том числе памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади рядом с главным входом в торгово-развлекательный центр «Антей».
Казалось бы — разве может представлять хоть какой-то интерес новодел? Но, во-первых, с ним связаны любопытные исторические факты о пребывании Высоцкого на Урале. А во-вторых, скульптурная композиция за очень короткое время стала у горожан и туристов излюбленным местом для фотографирования. Её называют особенной… Разберёмся — почему.
«К памятникам самой себе я ещё не готова»
Памятники Владимиру Высоцкому, человеку-легенде, установлены в нескольких городах России, в странах бывшего СССР и в дальнем зарубежье. Но многие из них изображают поэта и музыканта мятежной натурой… Лишь позже стали появляться монументы совсем другого характера — изображающие Высоцкого простым человеком с гитарой. Памятник в Екатеринбурге — из их числа.
Никакого постамента. Молодой Высоцкий с гитарой, рядом — прекрасная Марина Влади. Такие живые, лёгкие, счастливые… Даже кажется — можно услышать их смех и пение… Возможно, именно за это горожане и гости города так полюбили памятник.
Мысль о создании подобной скульптуры принадлежит екатеринбургскому бизнесмену Андрею Гавриловскому. Скульптором стал Александр Сильницкий. Проект лично дополнял и утверждал сын поэта Никита Высоцкий. Именно им принадлежит идея сделать скульптуры в масштабе 1:1, то есть в человеческий рост.
В начале февраля 2006 года памятник торжественно открыли в присутствии друзей поэта и музыканта — Валерия Золотухина и Александра Филиппенко, и, разумеется, Никиты Высоцкого. Долго и упорно приглашали Марину Влади. Она не смогла, но обещала — как судьба занесёт в Россию, обязательно посетить Екатеринбург. И сдержала слово — в марте 2012 года она действительно приехала в Екатеринбург с гастролями, привезла спектакль «Владимир, или Прерванный полёт». На тот момент в городе был уже не только памятник, но и высоченный бизнес-центр, носящий имя её покойного супруга.
Марина долго не решалась взглянуть на творение Сильницкого — мол, к памятникам самой себе я ещё не готова… А потом долго и растерянно разглядывала бронзовых себя и мужа. Заключила: не очень-то похожи… Высоцкий изображён слишком молодым — с Влади он знакомится в 1968-м, а супругами они становятся в 1970 году, то есть поэту — 32 года. К этому времени он уже перенёс один из тяжелейших приступов и выглядел далеко не таким юным и безмятежным. Влади даже заметила, что куда уместнее здесь смотрелась бы первая жена поэта Иза Высоцкая — актриса Нижнетагильского драматического театра…
Но если это художественное приукрашивание Марина могла ещё простить скульп-тору, то с мыслью, что ей, живой, уже стоит памятник, смириться до конца французской актрисе так и не удалось. К слову, нигде больше на данный момент нет памятников Марине Влади. В Екатеринбурге — единственный…
Радиация — махровым цветом
Место памятнику выбрано не случайно — он находится напротив гостиницы «Большой Урал», где поэт останавливался в номере 464 во время двух своих визитов в Свердловск — оба в 1962-м. Обычный номер, узенький, две кровати да палас посередине — совершенно ничего особенного.
В начале года он приехал сюда в составе труппы Московского театра миниатюр, в конце года — с гастролями театра имени Пушкина, куда он к тому моменту перешёл.
Свердловск ему не приглянулся. Когда он подъезжал к городу, почувствовал резкий запах гари. В самом городе, по мнению поэта, махровым цветом расцвела радиация… «Кто может жить здесь — тот ежеминутно совершает подвиг» — так он писал своей будущей второй супруге Людмиле Абрамовой. Жаловался на тоску и погоду, на вечную серость… Разве мог он предполагать, что именно в этом тоскливом (на его взгляд) городе будет и памятник ему, и второй в России музей, и улица, и небоскрёб, названные его именем? К слову, в упомянутом музее, открывшемся в январе 2013 года, есть первая в мире восковая фигура Высоцкого, созданная всё тем же Сильницким.