"Красная линия": вместе с читателями

: Яна Белоцерковская
На этом снимке - фасад Дома Метенкова конца XVIII столетия. Обратите внимание: слева от входа - реклама фирмы «Кодак». Фото из архива Музея истории Екатеринбурга

Дорогие читатели! Всё больше и больше звонков поступает к нам в редакцию, всё больше людей приносят свои фотографии, архивные публикации, делятся воспоминаниями. Одна из читательниц, Мария Фёдоровна, звонила и сокрушалась: «Что же будет, когда «Красная линия» закроется? Я пенсионерка, читаю её своим внукам. Придумайте, пожалуйста, что-нибудь ещё…».

Мы вновь публикуем ваши комментарии и самые яркие отзывы.

— Самый большой колокол на Храм-на-Крови добавили позже. Его подарили христиане РПЦЗ, в 2010 году он долго стоял возле Храма, потом его освятил Патриарх Кирилл и колокол добавили на колокольню. Снимали купол, чтобы колокол повесить. (Наталья Зайцева, ком-ментарий с сайта http://www.oblgazeta.ru).

— Большое спасибо Наталье за уточнение. По её наводке мы нашли на телеканале «Союз» видео, засвидетельствовавшее то, как поднимают купол и устанавливают этот колокол. Опубликованную информацию мы получали в самом храме, где почему-то не отметили, что большой колокол повесили позже.

— Не был М.П.Малахов архитектором усадьбы Харитоновых-Расторгуевых… (Марина, комментарий с сайта http://www.oblgazeta.ru).

— Марина, долгое время действительно этот вопрос был спорным. Но самые последние исследования установили, что именно Малахов — архитектор этой усадьбы. Есть несколько доказательств. Например, частная переписка далекого от Екатеринбурга человека — горного начальника Гороблагодатских заводов и известного исследователя месторождений платины на Урале Мамышева. В марте 1815 года один из корреспондентов Мамышева сообщил, что знакомый ему «архитектор Малахов находится в Екатеринбурге для строения дому купца Расторгуева», и что зовут его «Михайло Павлович». Кроме того, доподлинно известно, что Лев Расторгуев искал архитектора для строительства своей усадьбы и нашёл выпускника Академии художеств Санкт-Петербурга Ма-лахова. Именно таким образом, для строительства дворца Расторгуева, Михаил Малахов и оказался здесь. Это был его первый шедевр, после которого он стал знаменитым в городе.

Мы 45 лет проработали в типографии «Уральский рабочий». У нас был замечательный коллектив, мы очень здорово и дружно работали. И сейчас поддерживаем отношения. Но сил нет ездить мимо этого здания — такие грязные, пыльные окна! И это ведь — центр города. Мы раньше несколько раз в год окна мыли, приводили здание в порядок. Понимали, что в самом сердце города постоянно ходят туристы, да и жителям разве приятно смотреть на такую грязь? А сейчас — стыдно проходить мимо. Прочитали в вашей «Красной линии», что, оказывается, большая часть помещений пустует… Очень обидно — ведь такие огромные площади! Очень больно об этом думать… (Клавдия Катыхова, Нина Южакова и Инна Бабенко, звонок в редакцию).

Об этой же проблеме сообщила Галина Васильевна Подкорытова.

— Мне 90 лет и я постоянный читатель вашей газеты. «Красную линию» читаю очень внимательно. Как житель Екатеринбурга очень переживаю за его внешний вид: почему здание типографии «Уральский рабочий» в таком плачевном состоянии? Смотреть страшно на эти унылые окна… (звонок в редакцию).

— Полностью с вами согласны. Мы связались с министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, адресовали им этот вопрос. Но ответ сможем получить только после праздников и обязательно сообщим о результатах.

— В подписи к фотографии в «Красной линии» №19 о музее истории Екатеринбурга прочла, что могильную плиту Александра Качки нашли в куче мусора, причём совершенно случайно. Очень хочется услышать подробности этой истории. Кто её нашёл? Как поняли, что это именно плита Качки? Неужели она так хорошо сохранилась? Если известны какие-нибудь детали, расскажите, пожалуйста. (Анна, студентка исторического факультета Ур-ФУ. Звонок в редакцию).

— Анна, найти ответ помогла статья историка Артёма Берковича, а также научные сотрудники из Музея истории Екатеринбурга. С удовольствием делимся подробностями. В середине 1990-х годов краевед Филимонов среди строительного мусора на улице Шевченко случайно обнаружил разбитую мраморную плиту от надгробного памятника. Он обратил внимание, что плита явно обработана художественно — на ней есть завитки, буквы. Причём всё свидетельствовало о том, что это старая вещь. Находку передали реставраторам. Им пришлось повозиться — плита была в очень плохом состоянии. Но спустя несколько недель на ней ясно читался текст: «Здесь покоится прах обер-берг-гауптмана 4 класса Александра Гавриловича Качки». Неизвестно, каким образом могильная плита оказалась в куче мусора. Также до сих пор неизвестно, где похоронен Качка.

По поводу дома Метенкова. Я фотограф, и знаю, что фирма «Кодак» появилась в самом начале 1880-х. Метенков перебирается в Екатеринбург из Миасса в 1883-м, а в дом, который мы все знаем как «Дом Метенкова» — в начале девяностых годов XIX столетия. И уже в это время он торгует товарами «Кодак»? Это вызывает у меня большие сомнения. Вряд ли так быстро фирма стала известной в России. (Илья Перегудов, звонок в редакцию)

— Это действительно удивительно, но в этом и заключается гений Метенкова — он не просто талантливый фотограф, но и замечательный экспериментатор и техник. Он поддерживал постоянную переписку со всеми мастерами фотодела, следил за всеми новинками и тут же выписывал их в свой магазин. Он был не просто продавцом «Кодака», но и их полномочным представителем. Фасад его дома украшали рекламные проспекты всех самых извест-ных фирм — он торговал химикатами, плёнкой, фотоальбомами… Всего около пяти тысяч наименований.

У меня уточнение по поводу здания УрГУ. Вы пишете, ссылаясь на Анатолия Черноухова, что здание начали строить в 1954-м. Но я нашёл свою трудовую книж-ку: 5 августа 1953 года я поступил сюда на работу. Дело в том, что здание ещё не было достроено, но в западном крыле уже работали люди. И ещё — «Свердловск-уголь» был не трестом, а комбинатом. В годы войны он обеспечивал страну углём, и его вклад в победу неоценим. А вот про пивнушку вы правильно сказали — дей-ствительно, она там была, и Свердлов на неё указывал. Мы, когда проходили мимо, спрашивали друг друга: «Зайдём?». И кто-нибудь обязательно шутил: «Ну, раз Яков Михайлович приглашает…» Кстати, у вас есть замечательная фотография — где здание только строится. А на переднем плане — несколько людей стоят на небольшой площадке. Это мы, сотрудники комбината. Мы здесь в перерывах натягивали сетку и играли в волейбол. А вообще, хочется сказать большое спасибо вашей газете — постоянно её читаю, и заметил, что она стала намного лучше и живее. (Николай Васильевич, звонок в редакцию).

— Спасибо вам за живые подробности. Уточняем: в 1954-м здание уже достроили, строительство началось раньше. Причём «Свердловскуголь» начал работать в нём ещё до окончания строительства.