"Красная линия" задержалась у Дома-музея Метенкова

: Яна Белоцерковская
Магазин считался лучшим на Урале — судя по рекламе, найти что-то для себя мог любой: от профессионала до путешественника, мечтающего увезти на память фотокарточку с видом города.

Единственный фотографический музей на Урале находится в доме знаменитого фотографа Вениамина Метенкова. Именно этому человеку мы обязаны тем, что сейчас можем видеть город 1890-х годов — именно тогда он сделал свои знаменитые панорамные фотографии Екатеринбурга, которые не раз появлялись в проекте «Красная линия». Многие называют его первым екатеринбургским фотографом. Но это не так. Разберёмся, как было на самом деле.

Досье «ОГ»

Дата постройки: 1850-е годы

Архитектор: Юлий Дютель

Адрес: Карла Либкнехта, 36

Где купить «Кодак»?

Сам дом на Вознесенском проспекте, 36 был построен в 1850-х годах священником Екатерининской церкви. Но дом он выстроил не до конца — тем временам принадлежит часть здания, расположенная по нынешней улице Карла Либкнехта. Дом был построен по проекту архитектора Юлия Дютеля — первый этаж каменный, второй деревянный, с балкончиком из кованого металла.

Именно это место облюбовал для квартиры и своего ателье Метенков. Но это не первое место жительства именитого фотографа в Екатеринбурге. В 1883-м Метенков перебрался сюда из Миасса (где он родился). Арендовал ателье здесь же, на Вознесенском проспекте, но в другом здании. В дом № 36 он переехал чуть позже (в 1890-х), когда немного обжился. Когда Метенков появился в Екатеринбурге, что такое фотография здесь знали очень хорошо. Согласно официальной переписи, ещё до его приезда, в 1876 году, здесь уже работали три фотографа. А Вениамин Леонтьевич начал свою деятельность в пик расцвета фотоателье. Фотографы стремились привлекать клиентов громкими титулами. Например, «Флориан Ляхмайер, студент Варшавского университета», «Мориц Гейнрих, австро-венгерский подданный». В общем, каждый козырял чем мог. Так почему же в памяти многих именно Вениамин Метенков остался первым?

Дело в том, что он, как и все прочие, конечно, делал в своём ателье прекрасные портреты. Но помимо них, он вышел на улицу и стал снимать город. Он стал фотографом-документалистом. И это был прорыв.

За четыре десятилетия своей работы Метенков объездил с фотоаппаратом почти весь Урал. Снял панорамы Екатеринбурга с Екатерининского собора, снимал бытовые сцены. Эти виды съёмки были неприбыльными и рискованными — кадры получались нерезкими, плохого качества. Но Метенков занимался не только съёмкой, но и конструированием фототехники. Поддерживал тесный контакт с ведущими французскими и немецкими компаниями-производителями, получал все технические новинки.

Кроме того, Метенков стал успешным предпринимателем — в доме, помимо жилой квартиры и фотоателье, разместился магазин, торговавший фотоаппаратами и аксессуарами к ним, реактивами и книгами по фотографии. Здесь же продавались товары фирмы «Кодак». Чуть позже в ассортименте появились киносъёмочные аппараты и плёнки к ним.

Помимо фотографий, Вениамин Леонтьевич стал ещё и одним из пионеров киносъёмки на Урале.

«В силу моего мягкого характера и моей деятельности я никогда не помышлял о накоплении и все средства употреблял на развитие своего любимого дела...» писал Вениамин Метенков.

Пером, кистью и камерой

Кстати, именно с торговой деятельностью Метенкова связана перепланировка дома. В определённый момент торговля стала приносить больший доход, чем фотография, и Вениамин Леонтьевич решил расширить площади магазина. Окна первого этажа чуть увеличили, сделали в них большие витрины. Ещё любопытная деталь: при Метенкове в доме на жилом втором этаже появились все удобства, причём отапливаемые. Ванна была оборудована баком с горячей водой. Так что жил Метенков с комфортом. Впрочем, он мог себе это позволить — его дела шли в гору и вскоре он затмил всех остальных фотографов Екатеринбурга.

Парадный фасад дома Метенкова украшали фирменные знаки «Кодака», «Герца», «Цейсса» и российской фабрики фотопластинок «Победа» — Вениамин Леонтьевич был их крупнейшим торговым представителем. Кованые железные ворота венчал вензель «Ф. М.» (Фотограф Метенков).

Он издавал и продавал наборы открыток (например, «На Урале»), выпустил фотоальбомы с видами Урала и фотографиями каслинского литья, много путешествовал. Кстати, был близко знаком с Маминым-Сибиряком и Денисовым-Уральским. Они вместе сплавлялись по Чусовой, и каждый по-своему отображал её красоту. Денисов-Уральский кистью, Мамин-Сибиряк — пером, а Метенков делал прекрасные пейзажные фотографии. Эти снимки потом стали ещё одной серией открыток — «По Чусовой».

Ничего не изменилось

В адрес-календаре за 1913 год есть запись, что ателье Метенкова на Вознесенском, 36 сменило хозяина 19 февраля 1912 года. Он переписал салон на имя Роберта Зейферта. В 1916-м здание перестраивается под просмотровый зал для кино. В 1919-м Метенков покидает Урал, но через несколько лет, в 1921-м, возвращается. Он уже забыт и никому не нужен. На тот момент здание ателье уже конфисковано государством. О последних годах жизни фотографа известно очень мало. Он умер в 1933-м в полном забвении, был похоронен на Михайловском кладбище, но могила самого известного уральского фотографа и пионера киносъёмки неизвестна.

После революции в доме Метенкова поселился агитационно-плакатный отдел и фотолаборатория Уральского отделения российского телеграфного агентства. В советское время здесь размещались самые различные организации. В 1993 году особняк хотели снести. Но власти Свердловской области прислушались к мнению краеведов и историков, и умирающий особняк в центре города начал новую жизнь... Точнее, продолжил старую.

Музей истории Екатеринбурга восстановил здесь интерьеры времён Метенкова, была собрана большая коллекция фототехники. 11 декабря 1993 года состоялось открытие первой фотовыставки. В 1996 году возобновил свою работу «Фотографический магазин Метенкова», а 10 августа 1998 года открылся «Фотографический музей «дом Метенкова». У внучки Метенкова сохранились личные письма знаменитого фотографа — на основании их в музее создана экспозиция, повествующая о развитии фотодела на Урале.

Теперь здесь всё почти как во времена Вениамина Леонтьевича. Та же творческая атмосфера. Здесь еженедельно собираются молодые фотографы. Сюда приезжают именитые мастера.