Свердловская государственная академическая филармония "засветилась" на "Красной Линии"

: Яна Белоцерковская
Деловой клуб. Конец двадцатых годов. В это время музыкальные концерты давались в основном в Оперном театре. Поэтому когда создавалась филармония (между прочим, третья в России - после Московской и Ленинградской) многие восприняли это настороженно.

В Свердловской государственной академической филармонии всегда особая атмосфера. А знаете ли вы, что когда-то это здание было... городским клубом? В паутине фактов и домыслов, касающихся этого здания, нам помогли разобраться сотрудники филармонии, которые изучают и хранят её историю.

Досье «ОГ»

Год строительства: 1915-1926

Архитекторы: Бабыкин, Валенков, Коротков

Предыдущие названия: Деловой клуб, клуб инженерно-технических работников и работников народного хозяйства

Адрес: ул. Карла Либкнехта, 38а

Глава первая — клубная

Здание было задумано в 1910 году как пристрой к общественному собранию, которому стало тесно. Судя по всему, то был год расцвета в строительстве города. Тогда закладывалось и возводилось несколько общественных зданий. В 1913 году городскими властями был объявлен конкурс на лучшее клубное здание. Первую премию получил проект Константина Трофимовича Бабыкина. Кстати, имя этого человека знали тогда все — это был выдающийся архитектор, основатель архитектурного образования в городе. Среди его самых известных творений — гимнастический зал гимназии № 9, здание Театра оперы и балета, старое здание железнодорожного вокзала... Если в конкурсе принимал участие Бабыкин, у конкурентов, в общем-то, шансов не было. Так и произошло — идея архитектора привлекла внимание комиссии прежде всего оригинальным фасадом в стиле «модерн» (к слову, зданий в этом стиле в нашем городе сохранилось совсем мало), а также функциональностью — автор спроектировал внутри клуба городской концертный зал. Клуб предназначался для «отцов города» — купцов и промышленников. Проект получился не пристроем, а самостоятельным зданием.

— 24 мая 1915 года возле будущего клуба собралась толпа людей, — рассказывает заведующий архивами филармонии Тимофей Колотурский. — Закладывали первый камень. Ажиотаж легко объясним — подобное заведение городу было очень нужно. Строили быстро — к 1917 году клуб был уже закончен, оставалась внутренняя отделка. Но в ход строительства вмешались события истории... До 1920-го стройку заморозили. В стране менялась власть, и было не до строительства клуба. Но в первое десятилетие советской власти строительство возобновилось. Проект Константина Бабыкина остался неизменным. Но к нему присоединились ещё два архитектора — Валенков и Коротков, которые ему помогали. Единственное, что они добавили — живописную роспись в фойе и колонны. Но это не значит, что здание стало таким, как задумывалось. Изменения коснулись не форм, а содержания. Представить себе при Советской власти клуб для купцов и предпринимателей было невозможно. Хозяевами стали представители «новой элиты» — в основном, рабочие. 30 октября 1926 года здание распахнуло двери для всех желающих. И началась первая глава в истории этого дома — клубная.

...Как и ожидалось, клуб сразу же стал излюбленным местом горожан. На протяжении первых десяти лет здесь выступали Сергей Лемешев, Иван Козловский, Леонид Утёсов. В январе 1928 года здесь читал свою поэму «Хорошо!» Владимир Маяковский. С этим связана целая история...

Как только стало известно о приезде знаменитости, руководитель Делового клуба поспешил заломить цену за аренду зала. Чтобы хоть немного сбить её, перед приездом Маяковского в Свердловск пожаловал его импресарио Павел Лавут. Но он получил категорический отказ. По счастливой случайности в это же время по коридорам клуба шёл академик и первый нарком просвещения Анатолий Луначарский, гостивший на Урале. Он-то и похлопотал: цену сбавили, и концерт состоялся.

— Вскоре зал Делового клуба с прекрасными акустическими параметрами стал центральным концертным залом города, — рассказывает Тимофей Колотурский. — К этому времени дом назывался уже клубом инженерно-технических работников и работников народного хозяйства. Из самых значимых концертов вспомним, например, гастроли Государственной студии имени Айседоры Дункан 11 и 12 ноября 1932 года. В общем, музыка там звучала с самого начала. Поэтому вполне закономерно, что через десять лет после открытия клуба началась вторая глава в истории этого здания — музыкальная.

Глава вторая — музыкальная

В 1936 году в здании открылась Свердловская филармония. 29 сентября она начала первый сезон концертом симфонического оркестра под управлением гастролёра из США Владимира Саввича. И с тех пор зал слышал музыку и голоса многих замечательных исполнителей и композиторов мира. Кстати, сам оркестр, на базе которого была создана филармония, возник на два года раньше — его создал молодой дирижёр Марк Паверман, незадолго до этого окончивший Московскую консерваторию. Оркестр стал одним из первых в стране исполнителей симфоний Прокофьева, Шостаковича, уральских композиторов.

— В военные годы многие артисты ушли на фронт в составе артистических бригад, объединившись с артистами других театров, — рассказывает Тимофей Колотурский. — Симфонический оркестр с 1941-го по 1943-й не вёл концертную деятельность. Но на протяжении всех военных лет здесь проходили концерты: выступали, в том числе, и эвакуировнные из Москвы и Ленинграда артисты.

После войны в афишах всё чаще стала мелькать фраза «Исполняется впервые». И речь шла не только о местных композиторах, но и о многих классиках. Выступить с концертом в Свердловской филармонии стало почётно. Здесь не раз выступали и Юрий Башмет, и Гидон Кремер, и Владимир Спиваков.

В конце октября 1973 года в музыкальной жизни города значимое событие — в концертном зале филармонии впервые зазвучал орган.

Сегодня филармония — это не только концерты, но и социальная деятельность. О проекте «Виртуальные залы», благодаря которым филармония заглядывает в отдалённые муниципалитеты, больницы, детские дома «ОГ» не раз писала. Недавно появился и виртуальный тур по органу, который доступен на сайте филармонии. И она продолжает развиваться.