Полвека лет назад появилась фабрика музыкальных инструментов «Урал». Пианино и гитары этой фирмы в советские годы многие мечтали иметь у себя дома: чтобы их получить, годами стояли в очередях. Воспитанники музыкальных школ и училищ оттачивали свои навыки именно на «Уралах».
И для известных музыкантов Свердловска гитары и фортепиано фабрики «Урал» стали первыми инструментами...
Александр Пантыкин, композитор, «дедушка уральского рока», лидер группы «Урфин Джюс», автор музыки ко множеству спектаклей Свердловского академического театра музкомедии:
—Гитара «Урал» у меня была не первой — сначала была «Фендер». Но я её с огромнейшим удовольствием сменил на «Урал». Почему? Да потому что понял, что лучше, чем «Урал», инструментов быть не может. И дело не только в том, что я патриот. Но и в том, что именно эти инструменты обладают особенным акцентом, неповторимым звучанием, который ни с чем не спутать. Звук у них чистый и прозрачный, как уральский воздух. Играл я не только на гитарах, но и на фортепиано «Урал». Они были везде — даже дома у меня такое фортепиано стояло.
Я твёрдо уверен, что инструменты «Урала» приносят счастье. Почему? Да потому что играть на них — это уже огромная радость. Я знаю многих людей, которые предпочитали «Уралы» всем импортным инструментам. По-этому, конечно же, расстроился, что эта фабрика больше не работает. Но надеюсь, что она возродится, как птица Феникс из пепла.
Александр Новиков, художественный руководитель Уральского государственного театра эстрады, автор-исполнитель:
—Своей гитары «Урал» у меня не было, играл в ранней юности несколько раз и только на казенных. По временам начала
Владимир Бегунов, музыкант группы «Чайф»:
—Профкомы закупали эти гитары для музыкальных учреждений, чтобы подростки играли. Гитары были в музыкальных школах, в техникумах — везде! И играл я на них, соответственно, везде. А гитары были... Сказать честно? Так себе. Но ведь другого ничего не было, поэтому играли. Кстати, на фабрике «Урала» был очень хороший музей, где выставляли образцы гитар разных зарубежных фирм — видимо, чтобы работники вдохновлялись. Но, судя по всему, как-то не очень у них это получалось.
На самом деле, что бы ни говорили про «Урал», это была целая эпоха — неслучайно же мы эту гитару увековечили в нашей песне «Ляля». Так что с юбилеем их.
Сергей Бобунец, лидер группы «Смысловые Галлюцинации»:
—Да! У меня была гитара «Урал», более того, это была бас-гитара! Случилось играть на этом инструменте достаточно давно, когда я ещё учился в музыкальной школе на эстрадном отделении. Инструмент, честно скажу, был по-уральски суровый, очень тяжёлый, очень крепкий, сделанный на века. Струны на гитаре стояли тоже «ураловские» с плоской обмоткой и звук давали такой же плоский, однозначный какой-то, а хотелось же звонкости, драйва, «фирмы». Поэтому занимался доморощенным апгрейдом: снимал обмотку у струн, а под обмоткой оказались рояльные струны, которые вообще не приспособлены для игры руками. Но это ж разве могло остановить меня в поиске хорошего звука! Приходилось, конечно, чем-то жертвовать, например, кожей пальцев. Сейчас инструмент вспоминается с улыбкой и ностальгией, ведь он помогал мне становиться музыкантом. Сейчас, насколько я знаю, гитары «Урал» — это раритет, их собирают коллекционеры по всему миру. А то, что фабрика закрылась — очень жаль. Меня вообще смущает ситуация, когда какие-то явления, бренды с большой историей, которые имеют отношение к Уралу, не развиваются, а то и вовсе исчезают.
Кстати
(Песня «Ляля» группы «Чайф», альбом «Оранжевое настроение», 2002 год)
Смотрите также: Легендарные свердловские бренды: гитара «Урал»