В прошлом выпуске проекта «Красная линия», посвящённого «Нулевому километру», было больше вопросов, чем ответов. Но уже сегодня нам вместе с моим коллегой Александром Шориным удалось узнать, когда именно этот знак появился, кто его создал и почему об этом никто не помнит.
Задание изготовить символ, обозначающий нулевой километр, мне поручили в 1984 году, рассказал нам екатеринбургский ювелир, член Союза художников России Владимир Хахалкин. Я очень удивился, что доверили именно мне: «Скульпторы же есть! Я ведь ювелир!»... Но меня убедили мол, для скульпторов это задача не того уровня. Я согласился. Проект разработал полностью сам, и делал это в большой спешке очень торопили. В рекордно короткие сроки, всего за неделю, изготовил модель из гипса. Но до сих пор не могу понять, к чему была такая спешка? После этого ещё года полтора гипсовая модель пролежала в мастерской, никому не нужная. Потом её отлили, наконец, на заводе имени Свердлова. Установили лишь в
Удивительно: почему же тогда все наперебой утверждают, что этот знак появился чуть ли не сразу после войны и был на этом месте всегда?
В этом нас убеждали пенсионеры, рассказала директор Главпочтамта Татьяна Фомина. Говорили, что в пятидесятые назначали у этого знака свидания. Да и сами сотрудники, в том числе и я, были искренне уверены, что знак здесь был очень давно. Но пенсионеры, скорее всего, перепутали знак со знаменитыми часами, которые когда-то были на здании Главпочтамта. Но я ведь и сама в
Как выяснилось, действительно, всё прошло буднично, без торжеств. Поставили знак и разошлись.
Проблема не только в скромном открытии. Но и в том, что его и замечают-то не все! Расположили его прямо на асфальте, хотя я много раз в процессе работы предлагал сделать постамент, пусть даже невысокий. Но сослались на опыт других стран мол, у всех так. Поэтому работники почты и не обратили внимание на это событие.
Владимир Дмитриевич помог нам ответить ещё на один вопрос были ли до этого в городе знаки, символизирующие «нулевой километр»?
Насколько мне известно, не было никогда. Отсчёт дорожных расстояний до момента установки знака вели от небольшого здания автовокзала. Раньше в этом здании была лютеранская церковь, в пятидесятые его перестроили под вокзальное помещение (и рядом с ним располагалась первая городская почта, о чём мы рассказывали в «Красной линии». Прим. авт.). Потом здание бывшей церкви снесли, а отсчёт дорожных расстояний по привычке вели оттуда. Потом приняли решение установить такой знак. Правда, разместить его хотели вовсе не у Главпочтамта, а у горисполкома (где сейчас городская администрация), прямо между бетонными шарами. Но одумались всё-таки отсчёт должен вестись от почты.
То есть информацию, опубликованную во многих путеводителях, о том, что знак переносили вместе с главным почтовым отделением, мы можем смело опровергать. Знак, спроектированный Хахалкиным первый в городе.
Кстати
О «дне рождения» знака на Главпочтамте узнали от нас. И возникла идея 14 ноября сделать праздником. Тем более что раньше эту дату никак особенно не отмечали. Мы помогли Владимиру Хахалкину и директору Главпочтамта Татьяне Фоминой обменяться контактами...
Мы посоветуемся и придумаем, как это можно организовать. «Областную газету» обязательно пригласим как почётного гостя, поделилась с нами Татьяна Фомина.