В последнее время с критическими замечаниями в адрес Свердловской киностудии всё чаще выступают деятели искусства. В том числе и на страницах «ОГ». Мы решили переадресовать все острые вопросы лично генеральному директору киностудии Михаилу Чурбанову.
Что сегодня на Свердловской киностудии происходит? Какие фильмы снимаете?
Мы завершили «Золото» по мотивам произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Получился очень добротный проект. Мы его «дотачивали», как ювелирное украшение.
«Золото» было снято в 2008 году. Почему он так долго не выходит в прокат?
Не было средств, чтобы доработать картину. А делать, чтобы сделать, мы не хотели. В итоге, привлекли Фонд кино и в
Что же мешает?
Мешают выпады творческих людей в области. Я скажу вам как человек с высшим психологическим образованием люди, которые часто выступают с высказываниями «я знаю, как», чаще всего как раз-таки и не знают. При этом меня поддерживает, например, Никита Михалков, с которым мы хорошо общаемся. И мне его мнение важнее он руководитель всего союза кинематографистов, а не просто Уральского отделения.
Что, кроме «Золота», в последнее время снималось?
Мы помогали завершать «Дом солнца» (снят в 2009 году Гариком Сукачёвым, прим. авт.). Ещё, об этом мало кто знает, продюсировали фильм «Адмиралъ» (снят в 2008 году режиссёром Андреем Кравчуком, прим. авт.). Мы его разработали и привлекли первые полтора миллиона долларов на его производство. Но это очень большой проект, и его снимали в Москве на базе «Первого канала». Поэтому в чём-то нас не слушали особо. Например, мы предлагали другой финал, дающий людям надежду. Да, в реальности всё это в те годы закончилось семидесятилетним тоталитарным режимом. Но зачем такая историческая правда в кино? Финал в итоге оставили прежним.
Всем этим картинам уже несколько лет. А сегодня что снимает киностудия?
Летом сняли фильм «Мессия» это молодёжный дебют. Психологическое, современное кино. Понятно, что небольшой бюджет, начинающий режиссёр... но получилось неплохо. Сейчас идёт монтаж.
Если в цифрах: сколько фильмов Свердловская киностудия производит в год?
Мы живём в рамках государственной компании, поэтому не можем пока привлекать частные инвестиции это проблема для кино. Поэтому, в основном, оказываем различные киноуслуги. Но таким образом зарабатываем деньги на наши проекты. В прошлом году мы сняли серию короткометражных фильмов. Например, «Один день» эта история рассказывает о том, чем живут те, кто работают на заводах. Можно сказать это политика, но мы используем любой повод для того, чтобы снять хорошую историю.
Так сколько же фильмов снимает Свердловская киностудия?
Не очень много. Но они очень необычные.
Чисто зрительский вопрос: я хочу посмотреть эти короткометражки. Как?
Мы же не случайно обращаемся к технологиям онлайн-трансляций (на днях прошла интернет-премьера фильма «Золото»). Это прямой контакт со зрителем. До последнего надеялись, что нам удастся убедить телеканалы показать эти фильмы...
Вы же говорили, что телеканалы готовы хоть завтра?
Местные. Часть наших коротких проектов мы показывали по местным каналам. Хотели убедить и федеральные. Например, «Первый».
У которого в прайм-тайм сериалы...
Поэтому мы сейчас реально понимаем, что наше будущее это дистрибьюция через Интернет. Но пока мы не понимаем, как будем через него зарабатывать.
Как с документальным кино?
По сути дела все короткометражки у нас неигровые.
Давайте в цифрах. Цифры вещь упрямая.
Если брать за последний год, то на студии сняли 11 таких коротких фильмов. Сегодня стало ясно, что рассчитывать на Москву мы больше точно не можем (с
Поддержка должна быть и от кинотеатров, власти, общества..?
От всех сразу. От кинотеатров, конечно, поддержки не будет с ними нам просто надо начать по-новому работать. Нам всё время чуть-чуть не хватает ресурсов, но мы при их отсутствии делаем всё и даже чуть больше, чем всё, что можем.
Кинотеатры, кстати, часто берут в прокат участников различных кинофестивалей. Как Свердловская область в них участвует?
Никак.
То же «Золото», о котором мы так много говорили, почему бы его не выдвинуть?
Объясню. Оно не фестивальное.
То есть «Небесные жёны...» фестивальное, «Географ глобус пропил» фестивальное, а «Золото» нет?
Именно так.
Почему?
Потому что на фестивалях оценивает кто? Коллеги по цеху... А у нас принято критиковать друг друга. Серёжа Безруков, когда посмотрел «Золото», прислал сообщение с восторгами! Потом он с кем-то там поговорил, кого-то где-то услышал... И спустя некоторое время говорит: «Ой, фильм вообще-то не очень, не прокатный»... Не хочу обидеть вашу братию, но журналисты, чтобы заработать, садятся и начинают всё направо-налево критиковать: «Это отстой, настоящее искусство совсем другое». И люди ему как журналисту верят.
То есть вы боитесь, что кинофестиваль даст обратный эффект? Боитесь критики?
Конечно. Критика погубит кино, не даст зрителю сформировать СВОЁ мнение. Более того, я вижу, какие фильмы побеждают сегодня...
Вернёмся к вопросу об анимации, который мы на страницах «ОГ» поднимали. Есть ли сейчас какие-то идеи, проекты?
Мы с Валентиной Хижняковой сейчас обсуждали полнометражный проект в 3D. Например, есть один «Принцесса». Он фантастический, но все объекты на основе реальных образцов российского вооружения. Мы уже два года этой историей занимаемся.
То есть анимация будет?
Фестивальную анимацию мы делать не будем, потому что понимаем этим есть кому и без нас заниматься. А полнометражная анимация да, было бы хорошо.
Сегодня кино это такая вещь, которую нужно заново открывать. Во всех жанрах. Потому что нет рецептов ни в Голливуде, ни в России. Не надо сегодня мир спасать, хватит уже. Надо спасать себя. Душу человеческую.