Красная линия дошла до исторического сердца города

: Яна Белоцерковская
Снимок сделан Вениамином Метенковым в 1880-х. №6 – территория первого Екатеринбургского завода и монетного двора. На фотографиях здесь уже сооружения, принадлежащие механической фабрике. Сейчас это территоория Исторического сквера.

Здесь, в самом сердце города, проходят все городские праздники. И здесь же — колыбель Екатеринбурга. Неслучайно его называют историческим — вся история города началась именно отсюда, со зданий первого завода. Сейчас уже не слышен заводской грохот и о промышленном прошлом сквера напоминает, пожалуй, только плотина. Сразу оговоримся — рассказать всё об Историческом сквере... возможно, конечно, но это будет очень долгая история. Поэтому мы остановимся только на самых интересных моментах.

Досье «ОГ»

Дата постройки: 1723

Названия: плотина

Что здесь сейчас: Исторический сквер, прогулочная и музейная зоны.

Сердце города

Екатеринбург основывали как город-завод. А значит, первое, что нужно было сделать — обеспечить его энергией. Для этого и возвели плотину. Сама она была земляной, а основание сделали из лиственницы — это дерево в воде не гниёт, а становится только прочнее. Вот и простояла она без малого триста лет. И исследователи считают, что простоит ещё столько же. Плотина — самое старое сооружение Екатеринбурга, ровесница города. И сердце Исторического сквера.

Плотина была по тем временам мощнейшей — лиственный сруб длиной в 98 сажен (около 211 метров) был забит глиной, а сверху укреплён камнем. Возвели её менее чем за полгода. А 7 ноября 1723 года (по новому стилю 18 ноября) отворили рабочий водосток. Он привёл в движение механизмы, и тогда, как говорится в архивных документах, «в одной молотовой пошли в ход два молота». (Именно поэтому день рождения города мы отмечаем в этот день.)

Насчёт водостоков — изначально их было три: через центральный спускались паводковые воды, а через два технических (их ещё называли ларьевые) вода подавалась к колёсам фабрики. Паводковый прорез остался и по-прежнему выполняет свою функцию. А вот в ларьевых необходимость отпала, когда перестал функционировать завод. Один из них так и остался стоять сухим, внутри другого многие из вас наверняка были — теперь там сделан пешеходный переход. А в гранит плотину одели, кстати, в 1830-50-х годах.

Деньги для всей страны

Монеты Екатеринбургского монетного двора. Их выплавляли из меди — слитки пропускали через валики, раскатывали в листы. Из них вырезались кружки, на которых чеканили изображение. Стоимость монеты определялась по её весу. Пуд меди стоил 10 рублей, так что однорублёвая монета весила примерно полтора килограмма. На заводе хитрили — настраивали валки на меньшую толщину, то есть монеты получались тоньше. Зато из одного листа получалось больше штук. Правда, эту «хитрость» несколько раз замечала московская комиссия... Фото с сайта 1723.ru

Построенный казённый железоделательный завод в первой половине XVIII века считался одним из мощнейших в России. Его домны были одними из самых крупных в мире. В 1725 году при Екатеринбургском казённом заводе появилось новое производство — «платный двор» по выпуску медной монеты (позже он стал называться «монетным двором»). Он существовал до 1876 года. Причём в первые годы был единственным Монетным двором в России, чеканившим медные деньги для всей страны. По подсчётам историков, за все годы он выпустил 482 образца монет. А кроме них здесь изготовлялись ещё медные печати, медали, жетоны. Кстати, слышали ли вы о станции «Монетная» (Егоршинское направление)? Так вот, оно имеет прямое отношение к монетному двору. Казалось бы, между центром Екатеринбурга и Монетной — огромное расстояние, какая может быть связь? Но именно там был участок леса, приписанный к монетному двору — так называемая «монетная дача».

В июле 1726 года открывается камнерезная мастерская с мельницей, которая к 1726 году превратилась в гранильную фабрику, получившую известность далеко за пределами Урала.

Инфраструктура города за бурным промышленным взлётом запаздывала. Но не всё же сразу! Тем более, что ситуация стала резко меняться, когда слава о необыкновенном заводе разлетелась по стране, да и за её пределы. Сюда стремились путешественники, учёные, исследователи. В 1734-м, например, завод осматривал полярный исследователь Челюскин.

К 1808 году старый завод потерял своё значение и был закрыт. Но именно он положил начало промышленности города.

Театр начинался в госпитале

Императорская гранильная фабрика. 1910 год. Фото из музея истории Екатеринбурга.

Самая старая постройка Исторического сквера, сохранившаяся до наших дней, — здание госпиталя Екатеринбургского монетного двора. Его возвели в 1749 году на месте мясного торжища. Кроме самого госпиталя в нём расположились и аптека, и пробирная (химическая) лаборатория и даже заводской острог. Такое вот странное соседство. А спустя почти век именно здесь началась история профессионального театра нашего города. Труппа из Казани под руководством Петра Соколова с успехом давала первые спектакли.

В 1869 году в здании расположилась богадельня, при которой на втором этаже обустроили небольшую церквушку во имя Святого Николая. Самая кардинальная реконструкция здания произошла в 80-е годы XX века. Корпуса перекрыли прозрачным куполом, и здесь разместили Музей изобразительных искусств.

Больше всего исторических зданий уцелело по восточной границе Исторического сквера, и все они относятся уже к Екатеринбургской механической фабрике середины XIX века, построенной под руководством начальника горных заводов Глинки. К этому времени относится водонапорная башня и длинный одноэтажный корпус малых кузниц и котельной. Сейчас здесь отдел природы Краеведческого музея.

На обращённой к пруду стороне плотины сейчас установлены бюсты самым известным писателям Екатеринбурга Бажову (скульптор М.Манизер) и Мамину-Сибиряку (скульптор А.Антонов). А когда-то вместо них располагались памятники императору Петру I и его супруге Екатерине I. Только смотрели на городской пруд они недолго — в апреле 1917 года проходившие через город солдаты Ачинского полка сбросили с пьедесталов царские бюсты. Дальнейшая их судьба неизвестна, но считается, что их разбили паровым молотом в железнодорожных мастерских.