Сегодняшняя остановка на Красной линии Набережная рабочей молодёжи. Городской пруд был создан в 1723 году при строительстве первого Екатеринбургского завода. Соответственно, тогда же и появилась набережная, которая стала любимым местом для прогулок.
Досье «ОГ»
Дата постройки: 1723
Названия: Первая Береговая улица, Первая Набережная, Гимназическая набережная
Сейчас: Набережная рабочей молодёжи
У «Пороховых» ворот
Пруд с плотиной появились вместе с первым заводом как источник гидроэнергии. Отсюда начиналось строительство города-завода Екатеринбурга, и пруд оказался в центре прежде всего из-за производственной необходимости. Ну а где же жить обеспеченным горожанам, заводским управляющим? Не на окраинах же (хотя там, где раньше были окраины, сейчас самый центр города). Поэтому с момента основания Екатеринбурга здесь жили самые именитые люди.
Итак, «прогуляемся» по набережной в первые годы существования Екатеринбурга...
Знаете ли вы, что Екатеринбург был крепостью? Она «представляла собой четырёхугольник о шести бастионах и четырёх полубастионах. Укрепления крепости состояли из деревянного палисада (стены из брёвен) на сваях, земляного вала высотой в сажень, рва с водой, а также рогаток по всему периметру» так её описывает Н. Корепанов в книге «Екатеринбургская крепость».
На чертежах, датированных
Шкура Уральского хребта
В первой половине XIX века, когда стены старой крепости уже снесли, а новую так и не построили (хотя собирались), архитекторы Свиязев и Малахов украшают набережную зданиями в стиле классицизма домом Главного начальника Горных заводов Хребта Уральского (звучит почти как «Хозяйка Медной горы»), и домом купца Пшеничникова самыми знаменитыми постройками набережной. Даты строительства совпадают с началом «золотой лихорадки» в Екатеринбурге. Город прогремел на весь свет, как Эльдорадо.
Решение о том, что городу необходима резиденция начальников Уральских заводов, было принято в 1812 году. Место выбрали быстро дом должен находиться близко к заводу, а значит, на берегу пруда. Снесли госпиталь и пороховой склад, и стали возводить роскошный особняк. Согласно очерку Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, написанного в марте 1888 года для справочника «Город Екатеринбург», в 1828 году дом уже был достроен. Самый известный хозяин этого дома Владимир Глинка, который был начальником казённых заводов с 1837 по 1856 год. Мамин-Сибиряк рассказывает один из анекдотов тех лет о Пермском губернаторе Огарёве и Глинке: «Встретились они где-то на просёлочной дороге зимой, и одному приходилось своротить в сторону. Губернатор, высунувшись в окно кареты, крикнул: Уральский хребет едет! На это последовал ответ Глинки: А у меня едет вся уральская шкура! (прозвище шкура Уральского хребта за Глинкой закрепилось. Прим. авт.)». В 1837 году здесь останавливался наследник престола Александр (будущий император Александр II) со своим наставником поэтом Василием Жуковским. Сейчас в этом здании областная больница № 2.
Дом купца Пшеничникова появился в тридцатые годы XIX века. Первоначальный проект составил Свиязев, но до ума его довёл Малахов. До начала XX века домом владели потомки купца, а в 1910 одна из них продала часть усадьбы предпринимателю, и здесь располагалась страховая организация «Якорь». В советские годы здесь были разные ведомства, пока в 1986 году в нём не обосновался Свердловский областной Дом мира и дружбы. Сейчас (с 2010 года) здесь приёмная Президента России.
Золотая песенка спета
Английский путешественник Аткинсон, проезжавший через Екатеринбург в 1847 году, удивлялся внешнему виду города. Его воспоминания приводит Мамин-Сибиряк: «Значительное число частных зданий были выстроены в таком изящном стиле и с таким вкусом, что могли бы с полным правом занять место в каждом большом европейском городе». Тем более что незадолго до приезда путешественника, в
С 1861 года за набережной закрепилось название «Гимназическая», так как она начиналась от появившейся Мужской гимназии. После революции название сменилось на современное. В это же время набережная становится длиннее и приобретает нынешние очертания. А после очередной смены власти вокруг названия разворачивается дискуссия...
В 2011 году, в связи со
В Интернете тогда разгорелись бурные дебаты кто-то считал, что «если мы хотим избавиться от коммунистического прошлого, нужно начинать с названий», кто-то что «коммунистическое тоже прошлое, зачем от него так яростно избавляться?» (из дискуссии на сайте 1723.ru). В итоге название так и осталось. В конце концов, и сейчас не так уж мало рабочей молодёжи, которая, как и в постреволюционные времена, часто здесь гуляет.