Федеральное Министерство образования и науки решило сократить количество рекомендованных в школах учебников. Если прежде их в стране было больше трёх тысяч, то теперь решено оставить порядка 1300. В числе прочих из перечня вычеркнули математику Людмилы Петерсон и все учебники программы «Школа 2100».
А по этим книжкам учится полстраны, если не больше. Школы в Свердловской области в том числе. И в прошлом году в связи с новым законом «Об образовании», где прописана ответственность государства за обеспечение учебниками, вся страна, включая и наш регион, запаслась новенькими книжками Петерсон и «Школы 2100». Это же признанные авторитеты! Все гимназии и лицеи учат ребятишек считать и читать по их задачкам и упражнениям... Кто же знал, что авторитеты не далее чем через полгода низвергнут?
На днях Людмила Петерсон опубликовала открытое письмо к президенту Российской академии образования (РАО). И процитировала в нём единственную отрицательную рецензию методиста, из-за которой её учебники не прошли федеральную экспертизу (все остальные были положительные). Негативное заключение эксперт выдал, поскольку данные в учебниках определения не позволяют найти «объём многоугольника». (Справка «ОГ»: многоугольник фигура плоская, у него может быть только площадь, а не объём). «Мы готовы улучшить свой курс, но мы не сможем научить наших детей находить объём многоугольника», пишет Петерсон.
Такое заключение «эксперта» заставляет сомневаться в качестве тех учебников, которые, в отличие от Петерсон, вошли в рекомендованный государством перечень, позвонила в редакцию «ОГ» учитель начальных классов Светлана Забродина из Камышлова.
Подобная участь постигла и все учебники программы «Школа 2100» эксперты посчитали, что слишком поздно получили их к рассмотрению. Формальный отказ. Скорее никто не захотел брать на себя смелость писать в рецензии об отсутствующем здесь «объёме многоугольника» или других несуществующих ошибках.
Это единственная из всех известных мне программ, имеющая преемственность от детского сада до выпускного 11-го класса, недоумевает завуч начальной школы гимназии № 47 Екатеринбурга Ольга Болячкина. Принципы программы дают ряд преимуществ перед другими. Учитель на уроках даёт максимум материала, а к оценке подходит индивидуально, ориентируясь на особенности детей. Способные дети берут максимум, ослабленные минимум, но в ситуации успеха оказываются все, и это очень важно для формирования личности. Программа разработана с учётом передовых педагогических технологий проблемного обучения, продуктивного чтения на всех предметах и оценивания. Мы с коллегами испытали глубокое сожаление, что не сможем работать по проверенным учебникам, которыми успешно пользовались 15 лет.
Педагоги говорят о том, что федеральную экспертизу успешно прошли лишь учебники программы «Школа России» и «Школа XXI век». Те, что рассчитаны на среднего ученика, использующие задания, которые надо выполнять по шаблону. Однако сдать ЕГЭ на повышенный балл выпускникам, хорошо справляющимся с упражнениями по образцу, не получится. Чтобы получить высокий результат ЕГЭ, нужно уметь решать тесты части «С» а здесь возможны лишь нестандартные решения и проблемный подход. То, чему учат Петерсон и «Школа 2100».
Использовать в школе можно только те учебники, которые рекомендованы федеральной властью. И покупать за счёт бюджета тоже. В прошлом году вся страна потратила немало средств, закупив для учеников то, что нынче оказалось «не положено». Теперь, выходит, придётся тратить деньги снова на заставишь же родителей приобретать учебники. По закону нельзя. Но где взять средства? В бюджетах регионов, в том числе и нашего, эти расходы в расчёт никто не брал... Зато книгопечатники и с ними книгопродавцы потирают руки. Их ждёт немалая прибыль. Возможно, что именно ради их выгоды и затеяны перемены. Ведь только на Среднем Урале в 2013 году на приобретение учебников бюджет потратил более 310 миллионов рублей.
Свердловское минобразования отправило в Москву письма с просьбами разрешить учить ребятишек по уже закупленным книжкам. Родители школьников Среднего Урала активно включились в сбор подписей под петицией в РАО в Интернете с просьбой пересмотреть экспертизу математики Петерсон и уже набрали необходимые 10 000 голосов. Ещё есть надежда, что Минобрнауки услышит родителей и учителей и до конца марта (крайний срок) изменит своё решение, вернув проверенные популярные учебники в федеральный перечень.
Комментарий
Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, завуч по научно-методической работе школы № 69 Екатеринбурга:
22 года я работаю по учебникам программы Эльконина-Давыдова, которые в этом году также не прошли федеральную экспертизу. Отмечу, что вся теория универсальных учебных действий, лежащая в основе федеральных государственных образовательных стандартов, разработана Элькониным и Давыдовым. Учебники, которые уже приобрели в школу, мы имеем право использовать пять лет, так что взятый в этом году первый класс я доведу до средней школы по программе Эльконина-Давыдова.