Олег Шиловских: «Святослав Фёдоров был из породы первопроходцев»

  ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЦЕНТР МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА»

2 июня 2000 года трагически оборвалась жизнь основателя МНТК «Микрохирургия глаза» всемирно известного хирурга-офтальмолога, академика Святослава Фёдорова. Ежегодно в этот день коллектив  Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза» собирается возле установленного в вестибюле мемориала Святославу Фёдорову, чтобы минутой молчания почтить память этого великого человека. 

В этом году Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» отмечает 35-летний юбилей. Он является одним из медицинских центров по оказанию высокотехнологичной офтальмологической помощи населению, которые были созданы в стране с середины 80-х годов прошлого века великим академиком Святославом Николаевичем Фёдоровым. О том, как это происходило, рассказал «Областной газете» генеральный директор центра, заслуженный врач Российской Федерации, главный офтальмолог Свердловской области Олег Шиловских.

– Олег Владимирович, центры межотраслевого научно-технического комплекса (МНТК) «Микрохирургия глаза» по праву считаются детищами известного офтальмолога Святослава Фёдорова. Однако у них был еще один «родитель» – наш земляк Николай Рыжков, который в 1985-1991 годы являлся Председателем Совета министров СССР. – Да, это так. Как рассказывал Святослав Николаевич, в конце 1985 года он записался на прием к Председателю кабмина, чтобы добиться расширения Московского НИИ микрохирургии глаза, который возглавлял. На встречу ему было отведено десять минут, но продлилась она два с половиной часа. Николай Рыжков предложил Святославу Фёдорову создать офтальмологический межотраслевой научно-технический комплекс, МНТК (это новая юридическая форма) и построить филиалы по всей стране. Не поручусь за точность цитаты, но сказано было примерно следующее: «Мы построим несколько клиник от Хабаровска до Ленинграда, современные технологии лечения станут доступны по всей стране, отпадет необходимость ехать на операцию в Москву». Новая структура наделялась беспрецедентными по советским меркам правами. МНТК могли самостоятельно устанавливать численность сотрудников и размер зарплаты, иметь валютный счет, заниматься любой хозяйственной деятельностью и т. д.

Конечно, Фёдоров согласился моментально, поскольку умел мыслить масштабно. ­Договорились, что к следующей встрече Святослав Николаевич подготовит список ­городов, где целесообразно строить филиалы МНТК. Но когда он этот список принес, Николай ­Рыжков, который четверть века проработал на Уралмашзаводе, ­прошел там путь от мастера ­цеха до генерального директора, спросил: «А где Свердловск?» Фёдоров объяснил, что наш ­город является закрытым для иностранцев, а строить центры будут финны, поэтому… И ­тогда Николай Иванович собственноручно добавил пункт двенадцать – Свердловск.

Закрутилось все стремительно: в апреле 1986 года на базе НИИ Святослава Фёдорова был создан МНТК «Микрохирургия глаза», а через год первые три филиала начали принимать пациентов. Наш Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» был открыт 2 ноября 1988 года и стал седьмым по счету.

Святослав Николаевич с Председателем Совета министров СССР Николаем Ивановичем Рыжковым Фото: ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЦЕНТР МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА»

– Судя по биографии, Святослав Фёдоров был неординарной личностью. Взять хотя бы нашумевшую историю 1960 года, когда он, работая в Чебоксарском филиале государственного института глазных болезней, создал первый в стране искусственный хрусталик и провел операцию по его имплантации. За этот эксперимент его уволили, но после пуб­ликации статьи в его защиту в газете «Известия» восстановили. Да и потом многие его новации вызывали неоднозначную реакцию. Тем не менее именно ему доверили реализацию проекта МНТК «Микрохирургия глаза» во всесоюзном масштабе.

– Выбор был абсолютно верным и обоснованным. К моменту создания МНТК Святослав Фёдоров в своем институте уже рванул в «космос» в плане технологий. Там применялись собственные уникальные методики проведения рефракционных операций при близорукости, дальнозоркости и астигматизме, оригинальные модели хрусталика. Очередь из иностранных офтальмологов, желающих пройти у него обучение, была расписана на несколько месяцев. Он по натуре был первопроходцем, видимо, на это и сделали ставку при его назначении главой МНТК.

Кстати, при подборе кандидатов на должность директоров филиалов в городах страны Святослав Николаевич тоже не обращал внимание на детали, которые в советское время считались важными. В частности, он назначил директором Свердловского филиала Христо Тахчиди – грека по национальности. Тогда проигнорировать «пятую графу» – это было против правил. 

– А как вы попали на «орбиту» Святослава Фёдорова?

– Во время учебы в Свердловском медицинском институте я занимался в офтальмологическом кружке, который вел Христо Тахчиди. При нем мы сами создали, как это сейчас принято называть, симуляционный центр, где делали операции, используя свиные глаза с нашего мясокомбината, переделывая обычные хирургические инструменты в микрохирургические… В общем, сформировалась такая команда, которая и после окончания института мечтала работать вместе. Но сразу не получилось. Меня по распределению направили в Первоуральск, в офтальмологическое отделение новой районной больницы. Я попал в отличный коллектив, в хорошее отделение, а восьмого октября 1987 года должен был получить ключи от двухкомнатной квартиры. Но накануне, как сейчас помню, это был День Конституции, раздался телефонный звонок от Христо Перикловича. Он напомнил о том, что мы мечтали работать вместе, сообщил, что набирает кадры для нового филиала МНТК «Микрохирургия глаза», который собираются строить в Свердловске, и предложил перейти туда. Я пытался возражать: мол, меня не отпустят, так как я не отработал после распределения положенные три года, у меня семья, завтра мне получать ключи от квартиры… Но Христо Периклович сказал: «Все решим, приеду завтра» и положил трубку.

В день открытия Свердловского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» 2 ноября 1988 года. Слева – первый директор Центра Христо Периклович Тахчиди Фото: ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЦЕНТР МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА»

– И как отреагировали ваши близкие?

– Помню, жена сидела с годовалым сынишкой на руках, и когда я ей пересказал наш разговор, заплакала. Теща, у которой мы жили, стала взывать к разуму: тут все устроено, а там… Но я для себя уже все решил: еду.

– Неизвестность не пугала?

– Я уже понимал, кто такой Святослав Фёдоров. На пятом курсе, еще будучи студентом, меня отправили с докладом в Москву на конференцию. И там выступал Фёдоров. Мы были потрясены его рассказом об Институте микрохирургии глаза и обратились к Святославу Николаевичу с просьбой организовать нам экскурсию туда. К нашему удивлению, он с радостью откликнулся. На следующий день мы попали в «космос»! Это была другая планета, просто «вынос мозга». Кругом компьютеры, уникальное оборудование, технологии… Конечно, хотелось работать в таких условиях. В общем, 8 октября в Первоуральск приехал Христо Тахчиди с приказом о моем переводе в МНТК «Микрохирургия глаза». Кстати, подписал приказ заместитель заведующего Обл­здравом Владимир Иванович Стародубов, будущий министр здравоохранения в Правительстве Евгения Максимовича Примакова. А 12 октября 1987 года я был уже в Москве в Институте микрохирургии глаза на собеседовании у заместителя С.Н. Фёдорова по филиалам Семёнова Александра Дмитриевича.

– Что на тот момент представлял собой ваш центр МНТК?

– Стройплощадку. Свердловскими строителями был заложен фундамент, вокруг стояли двухэтажные ярко-желтые бытовки финской компании, которая должна была возводить здание. Интересно, что работы велись в счет госдолга Финляндии перед СССР, сметная стоимость объекта составляла порядка девяти миллионов инвалютных рублей, а живых денег было вложено два миллиона. Так что и с финансовой стороны проект оказался выгодным.

– Реализовать задуманное один в один получается не у всех и не всегда. А как было с центром?

– Один в один. У нас, как и было запланировано Фёдоровым, не больничные палаты, а пансионат с одно- и двухместными номерами, в каждом душевая и санузел. Вместо столовой – кафе, где готовят вкусную еду и отличный кофе. Но главное, конечно, компьютеры и уникальное офтальмологическое оборудование от самых известных мировых производителей, которым оснащены кабинеты диагностики, хирургия. Первое время к нам делегации с предприятий ходили, чтобы посмотреть, как в реальности выглядит компьютеризация производства.

Святослав Фёдоров принимает первых пациентов в день открытия Серовского представительства Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза» Фото: ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЦЕНТР МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА»

– Но нужно же было все поддерживать и развиваться дальше. Это стоило немалых денег. Где вы их брали?

 – Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» первым среди медорганизаций стал участником внешнеэкономической деятельности. Христо Периклович решил обратиться за валютой к крупным предприятиям, вдруг дадут. И дали. Сначала «Уралвагонзавод» перечислил нам 372 тысячи инвалютных рублей, затем и другие откликнулись. С ними мы заключали договоры на лечение их сотрудников.

Так что к началу 90-х, когда случился обвал практически всех сфер экономики, мы подошли с определенным багажом. Но все равно приходилось непросто. Госзаказа нет, бюджетного финансирования тоже, и у основной массы населения денег на платные операции не было, да и не готовы были советские люди к платной медицине. Тогда и пригодился опыт работы с предприятиями, которые оплачивали лечение своих работников. А в 1992 году был заключен договор на обслуживание жителей Екатеринбурга, за что особое спасибо Аркадию Михайловичу Чернецкому, возглавлявшему в то время администрацию города. На следующий год такой же договор был подписан с областью. А с 1994 года по совету руководителя Облздрава Руслана Альбертовича Хальфина начали работать в системе обязательного медицинского страхования.

– 2 июня 2000 года жизнь Святослава Фёдорова трагически оборвалась. Христо Тахчиди перевели в Москву. А вы в 2001 году возглавили Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза». Что из опыта Святослава Фёдорова пригодилось вам на руководящем посту?

– Его отношение к людям и к делу. Почему офтальмологи всего мира стремились попасть на учебу к Святославу Николаевичу, а его клиники никогда не испытывали нехватку кадров? Потому что, во-первых, у него люди получали перспективу профессионального роста. Во-вторых, фиксированную зарплату он называл «рабской пайкой» и внедрил в МНТК систему оплаты, в которой учитывался уровень квалификации, научные достижения, трудовой вклад каждого конкретного работника. В Екатеринбургском центре МНТК «Микрохирургия глаза» заработки двух хирургов в одном отделении могут отличаться разительно, потому что один больше оперирует, проводит платные консультации, публикует статьи в научных журналах, а другой не берет дополнительную нагрузку.

А еще Святослав Фёдоров зара­зил нас стремлением постоянно искать что-то новое, внедрять самые передовые методики и технологии. Ты должен двигаться вверх – это обязательное условие жизни как отдельной личности, так и коллектива.

2 июня. День Памяти. Традиционно генеральный директор О. Шиловских объявляет минуту молчания Фото: ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЦЕНТР МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА»

– Как вы думаете, что бы сказал Святослав Николаевич, если бы увидел, каким стал за 35 лет Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза»? 

– Думаю, ему бы увиденное понравилось. Говорю об этом с уверенностью, потому что в 1998 году, когда Святослав Николаевич побывал у нас в последний раз, на нашем десятилетнем юбилее, он сказал, что мы перевыполнили все его планы, и он гордится нами как счастливый отец. Мы эти слова помним и стараемся им соответствовать. 

  • Опубликовано в №117 от 02.06.2023 

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области